Взятки
Нужно честно признаться, что у нас в стране взаимоотношения гаишника и водителя порядочными назвать сложно. Почему сложилось именно так, это тема отдельной дискуссии, но факт остается фактом, причем с глубоко коррупционной составляющей. До сих пор остается фактом то, что гаишники вымогают взятки, а российские водители – самые безобразные в мире, готовые расплатиться за дорожное хамство или не очень трезвое состояние наличкой. Безусловно, не все дают и не все берут, но это слабое утешение, тем более в свете реформирования товарища милицейского в господина полицейского.
Как видится, помочь разрубить «гордиев» узел этих взаимоотношений на дороге помогли бы беспристрастные и не берущие взяток приборы видеофиксации, которые успешно практикуются за рубежом. Почему они до сих пор массово не внедряются в России – вопрос, как говорится, интересный, и, надо полагать, что финансовая сторона здесь не самая главная. Так или иначе, но с техническим прогрессом еще до последнего времени у нас было все плохо. Практически никак.
Прогресс, как говорится, подкрался незаметно, и наступивший 2011 год уже обещает стать прорывным. Пусть не по всему дорожному фронту, но хотя бы в стратегическом направлении: «гаишник – водитель». На патрульные автомобили начали устанавливать приборы видеонаблюдения. Пример, безусловно, подала Москва, пообещавшая оборудовать беспристрастной оптикой весь парк уже в этом году. Одной из первых в стране ее поддержала Амурская область, оснастив камерами 34 машины.
Компактный прибор под названием «орлиный глаз», состоящий из двух видеокамер, способных вести съемку и в ночное время, крепится на лобовом стекле автомобиля. Одна из камер смотрит вперед, а вторая фиксирует панораму салона и предназначена для наблюдения за доверительной беседой сотрудника ГИБДД с нарушителем.
- К этому прибору идет в комплекте и монитор, - говорит старший инспектор специальной роты Сергей Пушко, - но он достаточно габаритный и в автомобиле ему трудно найти место. Впрочем, нет и особой необходимости просматривать отснятое видео прямо на месте. После дежурства вся информация с карты памяти скачивается на сервер, и если возникают спорные ситуации, то ее можно будет посмотреть или предоставить как доказательство в суд.
Практика
За шесть лет, что старший лейтенант Пушко проработал в ГАИ, о подобном прогрессе думал не раз, ведь практически каждый день случаются ситуации, когда видеофиксация события просто необходима.
- Останавливаем машину за нарушение, - говорит он, - и водитель начинает прессинг, мол, что, работой не дорожишь, сейчас позвоню товарищам, то в прокуратуру, то в суд, тебе же хуже будет. Или пьяного останавливаем, оформляем, а позже он идет в отказ, мол, гаишники взятку вымогали, липовый протокол, липовые понятые, и все такое. Сейчас стало проще. Садится человек в машину, мы тут же предупреждаем, что ведется видеонаблюдение, и у него сразу пропадает желание угрожать влиятельными товарищами в органах.
За первую неделю службы «орлиный глаз» уже не раз помог инспекторам ГИБДД. Буквально на днях экипаж Сергея Пушко преследовал одного беглеца, не остановившегося по требованию, и, естественно, по ходу снимали короткометражный документальный фильм «Погоня». Беглец шустро нырнул во двор – это тоже снимали, и когда он выскочил из машины и удрал – тоже удалось зафиксировать. Позже гражданин заявил, что в тот день за руль вообще не садился и даже подтвердил «алиби» свидетелем. Пришлось его сильно разочаровать, прокрутив кино, где он снялся в главной роли.
То, что в областном ГАИ появились такие приборы и в скором времени ими будут оснащены все патрульные автомобили без исключения – безусловный прогресс.