История ее войны
Когда началась война, она, длинноволосая черноглазая брюнетка, училась на втором курсе педучилища в Астрахани. Конечно, обучение прекратила и приступила к работе на рыбозаводе. Не прошло и нескольких месяцев, как девушке пришлось уехать в далекую от родного дома Элисту, копать противотанковые рвы. Туда в 42-ом ей пришла повестка. Восемнадцатилетнюю Аню отправили по Волге в Сталинград с такими же, как она, молоденькими девушками. Попала в шестой набор 16-го отдельного зенитно-пулеметного батальона.
- Сейчас многие говорят, что нас на фронт гнали, но это неправда, - подчеркивает участница Сталинградской битвы. – Все очень хотели воевать, и даже сами просились. Мы тогда по-настоящему любили свою страну и понимали, как важно ее защитить.
В батальоне Аня стала разведчиком-наблюдателем. По фотографиям и картинкам различала модели немецких самолетов. Когда фашисты взяли Ростов, пришлось отступать за Дон, в Калач. Там и настали сложнейшие времена. Девушке пришлось охранять понтонный мост.
- Тяжело было, страшно, ведь немец бомбил нас каждый день! Через мост шла вся техника, везли раненых, доставляли топливо, - продолжает Анна Ильинична. - Мы стояли до последнего, пока фашисты не вышли на берег Дона. Тогда поступил приказ: ни шагу назад.
Девушке и ее сослуживцам часто объясняли, почему так важно сохранить Сталинград. Поддерживала людей одна цель – ни при каких условиях не отдавать город врагу, и даже ценой собственной жизни отстоять его.
Помимо работы разведчика-наблюдателя, Аня совместно с напарницей выполняла обязанности связиста.
- Это сейчас есть сотовая связь, а раньше связь была ну очень плохая, ползали мы с полевым кабелем, кричали, чтобы взяли трубку! – объясняет ветеран.
Позже попала в Бикетовку, пригород Сталинграда. Охраняла теплостанцию. Это село расположилось над городом-героем по Волге. Поэтому Анна была очевидцем всех важнейших событий в истории обороны города. Своими глазами видела, пожалуй, самый страшный день для сталинградцев - 23 августа, когда почти две сотни самолетов бомбили деревянные домики, красивые заборы, склады и заводы.
- Мы защищались, как могли, но ведь патронов не хватало, и это правда, - говорит женщина. - Иной раз, к нам приползали раненые, мы спрашивали их, мол, почему вы возвращаетесь, ведь Сталин приказал не отступать. Но они объясняли, что каждому было положено сделать определенное количество выстрелов.
Потом бомбежек становилось все меньше, к началу ноября они вовсе прекратились, а уже к 19 ноября Аня и ее сослуживцы впервые услышали сильный гул.
- Я увидела, что из-за Волги летит множество самолетов, - вспоминает Анна Ильинична, - и идет море огня из «Катюш». Тогда поняла - теперь уж точно победим! Мы начали радоваться, смеяться, поняли, что отстояли Сталинград.
Встреча с Геббельсом
Через год Анин батальон направили в Румынию для охраны железнодорожного моста через реку Килемары, на котором находились наши и румынские огневые точки. Туда девушка ехала уже с короткими волосами и твёрдой уверенностью в победе.
После того, как 16 батальон выгрузился, Анне сразу же дали единственный автомат и поручили охранять матчасть. Но долго она сторожить не смогла – слишком устала после долгого пути. Походила, походила и, заметив какой-то ящик, решила на нем вздремнуть. Через некоторое время услышала громкие шаги. Открыла глаза и обомлела… Перед ней стоял никто иной, как Йозеф Геббельс! Девушка хорошо знала лик врага, так как его часто изображали на карикатурах, поэтому тут же схватила автомат, направила на немца и прокричала: «Стоять!»
Мужчина оторопел. На станции, в каморке, он никак не ожидал увидеть кого-либо. Но не растерялся, немного отступил назад и по-румынски сказал: «До мишоре, до мишоре!», при этом пальцем указал на ящик.
Как выяснилось, за одного из фашистских лидеров она приняла румынского офицера. Девушка посмотрела на коробку и услышала жужжание. Прислушавшись, наконец поняла, что все это время пытался объяснить ей румын. По случайности она уснула на коробке с пчелами.
К победе
Из Румынии девушку и сослуживцев отправили в Венгрию. День Победы, по иронии судьбы, Аня встретила ночью в поезде вдалеке от родины, когда до Будапешта оставалось 25 километров. Она проснулась от криков: «Гитлер капут! Гитлер капут!» А позже пришел замполит и объявил всем об окончании войны.
- Все вокруг было пронизано небывалой радостью, – вспоминает Писаревская. – И слезы, и смех, и ликование было…
До утра Аня, как и многие другие, так и не смогла заснуть. Слишком велика была радость.
Любовь через годы
Сегодня Анна Писаревская одна из самых уважаемых жительниц поселка Новобурейский. Каждый год участница Сталинградской битвы, обладательница почетных наград, таких как орден Отечественной войны, медаль «Георгий Жуков», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», проводит в школах уроки мужества, рассказывая детям о событиях Великой Отечественной войны. Ценят и любят ее за привычку всегда говорить правду, отвечать на вопросы, не утаивая того, что обычно принято скрывать.
Пройдя через множество испытаний, будучи совсем молодой девушкой, ей до сих пор удалось сохранить светлый взгляд, чувство юмора, феноменальную память и, самое главное, огромное жизнелюбие.
До сих пор Анна Ильинична ведет переписку с боевыми подругами. Считает, что фронтовая дружба – самая крепкая.
В прошлом году участница Сталинградской битвы получила необычное письмо. Написал ей, практически с другого конца страны, командир батальона. Трепетно и нежно, с явным стеснением мужчина признался, что всем сердцем любил Аню.
- Ни о какой любви и речи быть тогда не могло, - подчеркивает Анна Ильинична. - Я даже не догадывалась о чувствах командира. Он всегда говорил нам: «Кто заведет любовь, тот пойдет в штрафбат». А мы его слушали и всегда выполняли приказы. Вообще, из-за того, что все в стране выполняли приказы начальства, удалось выиграть войну.
А еще, как утверждает Анна Ильинична, победить помогла именно неготовность к войне.
- Когда мы хотели попасть на фронт, то даже не представляли, что нас может там ждать, - объясняет женщина. - Мы еще глупыми были, наивными, поэтому не осознавали всю серьезность событий. Нам победить помогла молодость.