Соло на глюкофоне

Амурчанин собрал коллекцию уникальных музыкальных инструментов

От Урала до Охотского моря такого не увидишь. Во всяком случае, это утверждает Ильдар Гафуров - благовещенский музыкант и хозяин знатной коллекции, добрая половина которой - этнические инструменты. Пимаки, рейнскитики, глюкофон... Названия вряд ли скажут что-то даже опытным музыкантам. Глядя на некоторые из них, не сразу понимаешь, как из этого странного предмета могут литься мелодии. То, что у каждого инструмента есть неповторимая история, понятно. А вот откуда берется энергетика, которая ощущается рядом с замысловатыми инструментами, - загадка, которую попыталась разгадать корреспондент «МК на Амуре».  

Амурчанин собрал коллекцию уникальных музыкальных инструментов

«Добро пожаловать в табор!»

26-летний Ильдар Гафуров работает диспетчером в одной из благовещенских управляек и делает на заказ строительные чертежи. Когда заходишь в его комнату, глаза начинают разбегаться: слишком уж много там необычных вещичек и прочих предметов искусства, которыми жилище холостяка, как правило, не пестрит.

Особое внимание привлекают музыкальные инструменты, причем первое, на что падает взгляд - коллекция из дюжины флейт разного размера и цвета.

- Добро пожаловать в табор! - смеется Ильдар, заметив мое удивление.

На контрасте с флейтами, украшенными фигурками зверей, веревочками, бусинами и другими элементами, - вполне современные, привычные нам инструменты: гитары и ионика.

- Неужели на всем играешь? – удивляюсь я.
Оказывается, что на всем. Но, как ни странно, мультиинструменталист Ильдар, которому покорны клавишные, ударные, струнные и духовые, профессионального, специального образования не имеет. Музыкальную школу, в которую он пошел в детстве, так и не смог окончить.

- Я учился в шестом классе, когда впервые взял гитару в руки. Точнее, мне ее дал преподаватель и сразу сказал, что именно на этом инструменте несложно будет научиться играть, - рассказал парень. - Но на последнем курсе учеба поднадоела. Классические произведения казались слишком сложными и скучными, хотелось играть исключительно музыку популярных тогда среди сверстников групп, таких как «Король и Шут», «Ария». Конечно, преподаватель такого вынести не смог! Меня выгнали, о чем я в дальнейшем очень сожалел.

Все время, вплоть до первого курса колледжа, Ильдар не касался пылящейся в углу гитары. Но от безделья во время летних каникул все же решил взяться за инструмент.

- Тогда и началась моя болезнь – увлечение музыкой, которое длится до сих пор, - поделился он.

С органным элементом

Этнические инструменты начали появляться в коллекции Гафурова не так давно.

- Примерно полгода назад увидел телевизионный сюжет про каменные статуи острова Пасхи, и пошло-поехало. Всего за несколько дней я серьезно увлекся этническими произведениями искусства - ведь это так здорово! Изучая различные культуры, человек может совершить путешествие, не выходя из дома, - продолжает Ильдар.

Во время блужданий по просторам Интернета он наткнулся на необычную музыку - звуки флейты пимак, национального инструмента североамериканских индейцев племени Кайова. Тогда решил во что бы то ни стало заполучить себе инструмент, изобретенный более 400 лет назад.

По внешнему виду пимак представляет собой классическую флейту. А отличается так называемым свистком - камерой, в которой сначала собирается вдуваемый воздух, а уже потом распространяется по телу инструмента. Это нужно для того, чтобы сгладить неровности дыхания. Подобный элемент есть только в органе.

- Индейцы называли пимак флейтой любви. По легенде юноша, который решил связать жизнь с понравившейся ему девушкой, начинал играть на пимаке рядом с ее жилищем, - рассказывает парень. - Если она выходила и говорила: «Я слышу звуки флейты», это означало согласие, а если не выходила, то ее жилище загоралось… Шутка! Конечно, не загоралось. Если девушка не выходила, это означало «нет».

Пропитанный гвоздями

Вдохновленный романтической легендой музыкант заказал у московского мастера сразу несколько пимаков. Причем каждый инструмент, по задумке, должен был стать уникальным, с отголосками совершенно разных культур.
Одна из флейт Ильдара - черного цвета, сделана из ясеня и украшена мраморной головой орла и бусинами на веревочках. Благодаря материалу инструмент приобрел «растрепанный» звук, напоминающий мелодию бамбукового пимака и китайских флейт.

- Черный цвет получается благодаря пропитке по древнему рецепту. Когда Северная Америка была открыта, индейцы начали пропитывать пимаки специальным составом - гвоздями, растворенными в кислоте, - рассказал парень. - Голова орла изготовлена из каррарского мрамора. Фетиши - бусины на веревочках - привезены с другого конца света - Берега Слоновой Кости Западной Африки. Конечно, это элементы совершенно другой культуры.

Мастеровой инструмент обошелся в девять тысяч рублей, став одним из самых ценных в коллекции флейт. А вот самую дорогую флейту, стоимостью в 12 тысяч, вырезали из корня черешни.

- Северные индейцы, ведущие отшельнический образ жизни, играли на так называемых флейтах отшельника, - дает экскурс в этномузыкальную историю Ильдар. - Они отличались фетишами и материалом, благодаря которому получался очень печальный звук. Я решил заказать такую флейту и себе.

Готовый инструмент был украшен фигуркой волка. Внизу тела флейты сделана инкрустация из каррарского мрамора в форме отпечатка волчьей лапы. По словам Гафурова, дороговизна инструмента объясняется сложной в исполнении инкрустацией и материалом. Дело в том, что корень черешни зачастую бывает усыпан мелкими трещинками, способными испортить звучание инструмента. Цельный кусок его можно обнаружить только с помощью «просвечивания» на специальном оборудовании.

Два инструмента составляют компанию флейтам из различных деревянных пород, украшенным разными по стилю фетишами. Важно то, что каждый инструмент имеет свою загадочную легенду, в которую невозможно не погрузиться, прослушивая мелодию пимака.

Инструмент от Таежного Лиса

От флейт, аккуратно обработанных мастером на станке, кардинально отличаются инструменты ручной работы - два темно-коричневых пимака сантиметров в пятьдесят.
Музыкант заказал их у мастера по прозвищу Таежный Лис, который на протяжении долгих лет живет в тайге.

- Когда я узнал об этом мастере, подумал, что его история - это всего лишь рекламный ход, но, как оказалось, ошибся. Действительно, человек живет в тайге, изготавливает там разные инструменты и приезжает в город только для того, чтобы принять заказы, - рассказал Гафуров.

Одна из темно-коричневых флейт посвящена эвенкийской культуре. Ее украшает гравировка, изображающая богов леса и солнца, а также камень со дна реки Тунгуски. На второй флейте, похожей по форме и цвету, восседает ворона - символ богатства и счастья у южноамериканских индейцев, а также браслеты из глинопластики.

Идея сочетания культур не только в оформлении, но и конструкции легла в основу окарины - флейты, изобретенной, по некоторым данным, порядка тысячи двухсот лет назад. Классическую яйцевидную окарину мастер решил «скрестить» с пимаком. В результате получился инструмент, простите за ассоциацию, напоминающий фаллос.

- О, еще одна! - смеется Ильдар. - Меня уже достали этими шуточками по поводу фаллоса, но главное же - звук.
Еще даже не услышав звуки инструментов ручной работы, а только увидев их, ощущаешь, как меняется настроение. Лично мне, городской жительнице, никогда особенно не тоскующей по первозданности природы с ее чистыми реками и зелеными лесами, вдруг очень захотелось побывать в тайге. Магия, одним словом.

- У инструментов действительно очень сильная энергетика, это невозможно объяснить, - уверяет коллекционер. - Многие мои гости подмечают это. Что говорить, может, сыграю лучше?

Палка дождя

Пока музыкант наигрывает мелодию, все больше погружающую в мечтания о прогулке по летнему лесу, я замечаю стоящие в углу яркие тубусы длиной сантиметров по 80 из ткани, пропитанной краской. Как оказалось, это рейнстики - «палки дождя», которые использовали шаманы.

- Насколько я знаю, рейнстики появились в Древнем Египте. Звук дождя получается за счет перекатывания по «тубусу» различных семян и камушков. Чем именно наполнены мои инструменты, я не знаю и, если честно, не хочу знать - хочется верить, что это звук настоящего ливня. У египтян считалось, что если перевернуть рейнстик туда и обратно 80 раз, то начнется дождь, - рассказывает Ильдар, переворачивая инструмент. - Так что лучше играть на нем нечасто!

Мелодия рейнстика зеленого цвета напоминает дождь, колотящий по листве, голубого - звук дождя, бьющего по реке, и так далее. Четыре инструмента обошлись музыканту в восемь тысяч рублей.

Глюми-гипноз

- А этот обычно кастрюлькой для пельменей называют, - показывает Гафуров красный инструмент, напоминающий железную головку сыра.

Глюми, получивший в России название «глюкофон», меньше всего похож на музыкальный инструмент.

- Он внутри полый, на дне - круглое отверстие, а сверху так называемые язычки - прорези лазером в форме четырехугольников, - демонстрирует парень.

Играют на этом инструменте, придуманном в 2002-м году, обычно пальцами. Извлекаемый звук неожиданный - никогда не поверишь, что из «железяки» может литься музыка, напоминающая одновременно церковные колокола и гитару.

- Играть на глюкофоне может даже далекий от музыки человек. Здесь всего восемь звуков, которые сочетаются друг с другом, как ни ударь. Музыка получается неземная. Это по-настоящему гипнотизирующая штука. Мой товарищ, когда увидел глюми, играл на нем три часа. Еле забрал! - усмехается Гафуров. - Вообще, тут все дело в вибрации от инструмента, как-то она, видимо, на сознание действует.

Пока Ильдар рассказывает о том, как заказывал глюми из Европы, и о том, что через пару недель ему пришлют гусли, начинается дождь. Мы одновременно поворачиваем головы на стоящие в углу рейнстики. Нашаманил все-таки.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру