Работа и судьба
- Зинаида Андреевна, ваши коллеги утверждают, что вы - человек активный и неугомонный. Это так?
- Я постоянно, с детства, в числе активистов. Родилась в Песчаноозерке Октябрьского района. Когда я была еще школьницей, там была популярна гимнастика, акробатика. Помню, мы делали гимнастическое упражнение «пирамиды». Это когда ребята становились друг другу на плечи и выстраивали своеобразную «многоэтажную» конструкцию. Меня всегда ставили на верхушку - отчаянная была...
Потом переехали мы с семьей в Екатеринославку, там тоже в каких только кружках не участвовала, занималась в самодеятельности... Сколько себя помню, очень любила и люблю петь.
И спорт любила. Кстати, с будущим мужем, офицером Рыковым, я познакомилась на соревнованиях по лыжам в Белогорске. Ох, Леночка, честно говоря, зря я за него замуж вышла... Нельзя сказать, что семейная жизнь сложилась... Ему, признаться, всегда нравились женщины пышные, толстушки даже, а я всю жизнь была тощей. И вот придем вечером на танцы, скажем, в клуб, а он идет через весь зал и приглашает на танец толстушку какую-нибудь. Обидно было, горько. Да что поделать. Он был командиром автороты, однажды уехал на задание, да так и не вернулся ко мне. Прожили с ним восемь лет, за это время детей не нажили. Так и разошлись. А больше я замуж не выходила...
- Разочаровались в браке?
- Любовь была, любви я искала. Встречалась и с парнем, который моложе меня был лет на шесть - тогда это был просто нонсенс, в те времена так было не принято. Сестра все говорила мне: мол, неприлично, Зина, что ты творишь! Но, положа руку на сердце, мне в общем-то было и не до отношений. Я была вся в работе - в клубе при танковом училище. Получается, что как только клуб открыли, я и самодеятельность там вела, и массовиком-затейником была главным - в общем, все одна. Проработала двенадцать лет. Потом девять лет работала администратором в гостинице. А в филармонию я пришла в 1983 году - на пенсию зарабатывать. Мне тогда было пятьдесят... Так до сих пор и зарабатываю на пенсию, как видишь! (Смеется.)
Артисты
- В чем заключается здесь работа администратора?
- Трудились мы вдвоем с моей замечательной коллегой Ниной Галочкиной. Нынче тем, что мы обеспечивали артистам вдвоем, занимается человек пять. Встречали, провожали, билеты покупали, загружали приезжих артистов работой - договаривались о концертах и возили их по деревенским клубам. Сопровождали их на выступлениях в деревнях. Раньше приезжало гораздо больше артистов самого разного жанра. Чтецов много приезжало: они читали отрывки великих произведений, стихотворения - Толстого, Пушкина, Пастернака, модного тогда Евтушенко.
- Наверное, за тридцать пять лет работы бок о бок с разными звездами приходилось сталкиваться и с разными ситуациями... Творческие люди все же народ непростой.
- Сложно с артистами работать, очень сложно. Не каждому угодишь. Кому-то гримерка не по нраву, кто-то от зала не в восторге. Но, знаешь, я так заметила, что сегодня у артистов стало меньше гонора. В девяностых было дело - и претензии предъявляли, и капризничали. Лариса Долина - прекрасная певица, замечательная. Но тогда, на взлете ее карьеры, бывало, постоянно что-то не устраивало. Помню, администратор Алены Апиной поставил ультиматум: или несите гонорар за выступление перед концертом, или концерта не будет. Всякое бывало. Без обид - это ведь рабочие моменты.
Пожалуй, больше всего запомнился случай с коллективом кабаре-дуэта «Академия» - Лолитой и Александром Цекало. В Благовещенск тогда приехало множество артистов - шла агитационная кампания по поддержке Бориса Ельцина. Заселяли всех в только что отремонтированную гостиницу «Зея». Лолите гостиница категорически не понравилась, все-то было не по ее вкусу. Не буду, говорит, заселяться на третий этаж - это высоко. Хотя и лифты были. Не хочу, говорит, на лифте. И напустилась на меня, когда я попыталась исправить ситуацию, мол: а ты кто такая? Тогда я в их номер заселила Таню Овсиенко, а им другой номер выхлопотала. Правда, уже на девятом этаже... (улыбается).
- О ком остались самые приятные воспоминания?
- Боря Моисеев - совершенно уникальный человек. Добрейший. Помню, что, когда он приезжал, некоторые горожане возмущались: мол, скоро Пасха, не потерпим Моисеева в Благовещенске! Пикеты устраивали перед филармонией. Пытались сорвать концерт: купили билеты на пятый ряд и во время шоу распылили что-то очень вонючее. Боря, кстати, вовсе не растерялся, после того, как суета улеглась, он вышел на сцену, извинился и как ни в чем не бывало продолжил концерт. После - не предъявлял никаких претензий, не злился. Профессионал. Да и человек он очень хороший. Помню, приготовила им простой домашний обед: цельную картошечку с жареным луком, салат из квашеной капусты, еще какие-то разносолы. Так он уписывал за обе щеки, да еще и нахваливал: «Зиночка, вот удивила, такой пир устроила!»
- Что можно сказать про звезд, так сказать, старой закалки? Вы ведь очень много работали с Иосифом Кобзоном, Валерием Леонтьевым, Людмилой Лядовой. Доводилось вам иметь дело и с Примадонной...
- О, это мастера, мэтры нашей эстрады. С Иосифом Давыдовичем мы много работали. Бывало, в месяц он давал десять-пятнадцать концертов. Отношения с ним очень хорошие сохранились. Помню, он поехал на гастроли в Зею и привез оттуда нам с Ниной по паре новеньких сапожек. Тогда дефицит был, не могли достать хорошие сапоги. Иосиф Давыдович потом наотрез отказался брать деньги. Вот такой человек.
Эдита Станиславовна Пьеха - профессионал своего дела. Никогда не жаловалась на то, что гримерка не устраивает. Да, собственно, гримерка-то не всегда бывала, и в таком случае ставили ширму, Эдита за ней и переодевалась. Вот так все просто. А Пугачева выступала здесь на стадионе. Впервые приехала в Приамурье году в 87-ом. Мне подсказали, дескать, Пугачева обожает желтые цветы. Сказано - сделано. Я специально заказала огромный букет желтых роз. Охапка получилась приличная, розы очень красивые. Когда на сцене ей вручили этот букетище, она его после песни... весь разбросала в зал. Потом уже, со смехом, добродушно спрашивала: «Интересно, какой дурак придумал, что я люблю желтые цветы?» Так прямо и спросила. Но без обидняков, мы вместе посмеялись.
- А есть что-то, о чем сейчас предпочитаете не вспоминать? Может, какие-то обиды, недосказанности?
- Когда в 2009 году директором в филармонию поставили Сергея Шифмановича, он убрал старых контролеров, уборщиц даже - словом, привел свою команду. Убрал и меня из зала, не разрешал заходить к артистам в гримерку. Было, конечно, очень горько - всегда мы с артистами замечательно общались, работали вместе. А тут такое. Но сейчас от той обиды не осталось и следа - когда он уходил с поста директора, мы расстались хорошими друзьями. У нас сейчас новый директор - очаровательная молодая девушка, очень способная, умная. Сейчас у нас все будет обновляться, придут молодые кадры. И дай-то Бог - все будет хорошо!
Секрет молодости
- Зинаида Андреевна, глядя на вас, мне совершенно не верится, что вам 85 лет. В чем секрет?
- Леночка, веришь ли - я и сама не заметила, как состарилась. И совсем не чувствую себя старой. Уверена, старость меня дома не застанет, я всегда в движении, в пути. Такая уж жизнь: всегда куда-то бегу, вечно некогда, все по минутам. А когда у меня спрашивают про возраст, непременно говорю: мне двадцать лет, плюс Великая Октябрьская революция! (Смеется.)
Просто держу себя на уровне, привыкла так: никогда не выйду из дома без макияжа, даже просто во двор. С детства люблю черемуху есть, прямо сидя на дереве - так вкуснее. До сих пор только так черемухой и угощаюсь, но теперь я без макияжа и на дерево не полезу! Или едем в сады на рейсовом автобусе - обязательно подкрашу ресницы хорошей тушью, губы - любимой помадой. Ведь для женщины главное - нравиться самой себе.