Зинаида Рыкова: «Мне - двадцать лет плюс Октябрьская революция!»

Администратор Амурской филармонии знает, как работать со звездами

Зинаиде Рыковой, администратору концертного отдела областной филармонии, накануне своего юбилея выкроить время для интервью «МК на Амуре» удалось не сразу. «Можно встретиться в понедельник, легко! Только в восемь утра я должна сбегать в парикмахерскую, на прическу. Потом сразу на работу, в филармонию. Думаю, если ты подойдешь к десяти часам, то мы с тобой спокойно сядем и поговорим по душам, идет? Сегодня не успеваю физически, мне в ресторан нужно заехать, сделать уточнения к банкету, еще кое-какие дела есть...» - по всему видно, что жизнь этой женщины бьет ключом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, необыкновенно энергичная и легкая на подъем, Зинаида Андреевна - человек в Приамурье легендарный... И не только в Приамурье. 

Администратор Амурской филармонии знает, как работать со звездами

Работа и судьба

- Зинаида Андреевна, ваши коллеги утверждают, что вы - человек активный и неугомонный. Это так?

- Я постоянно, с детства, в числе активистов. Родилась в Песчаноозерке Октябрьского района. Когда я была еще школьницей, там была популярна гимнастика, акробатика. Помню, мы делали гимнастическое упражнение «пирамиды». Это когда ребята становились друг другу на плечи и выстраивали своеобразную «многоэтажную» конструкцию. Меня всегда ставили на верхушку - отчаянная была...

Потом переехали мы с семьей в Екатеринославку, там тоже в каких только кружках не участвовала, занималась в самодеятельности... Сколько себя помню, очень любила и люблю петь.

И спорт любила. Кстати, с будущим мужем, офицером Рыковым, я познакомилась на соревнованиях по лыжам в Белогорске. Ох, Леночка, честно говоря, зря я за него замуж вышла... Нельзя сказать, что семейная жизнь сложилась... Ему, признаться, всегда нравились женщины пышные, толстушки даже, а я всю жизнь была тощей. И вот придем вечером на танцы, скажем, в клуб, а он идет через весь зал и приглашает на танец толстушку какую-нибудь. Обидно было, горько. Да что поделать. Он был командиром автороты, однажды уехал на задание, да так и не вернулся ко мне. Прожили с ним восемь лет, за это время детей не нажили. Так и разошлись. А больше я замуж не выходила...

- Разочаровались в браке?

- Любовь была, любви я искала. Встречалась и с парнем, который моложе меня был лет на шесть - тогда это был просто нонсенс, в те времена так было не принято. Сестра все говорила мне: мол, неприлично, Зина, что ты творишь! Но, положа руку на сердце, мне в общем-то было и не до отношений. Я была вся в работе - в клубе при танковом училище. Получается, что как только клуб открыли, я и самодеятельность там вела, и массовиком-затейником была главным - в общем, все одна. Проработала двенадцать лет. Потом девять лет работала администратором в гостинице. А в филармонию я пришла в 1983 году - на пенсию зарабатывать. Мне тогда было пятьдесят... Так до сих пор и зарабатываю на пенсию, как видишь! (Смеется.)

Артисты

- В чем заключается здесь работа администратора?

- Трудились мы вдвоем с моей замечательной коллегой Ниной Галочкиной. Нынче тем, что мы обеспечивали артистам вдвоем, занимается человек пять. Встречали, провожали, билеты покупали, загружали приезжих артистов работой - договаривались о концертах и возили их по деревенским клубам. Сопровождали их на выступлениях в деревнях. Раньше приезжало гораздо больше артистов самого разного жанра. Чтецов много приезжало: они читали отрывки великих произведений, стихотворения - Толстого, Пушкина, Пастернака, модного тогда Евтушенко.

- Наверное, за тридцать пять лет работы бок о бок с разными звездами приходилось сталкиваться и с разными ситуациями... Творческие люди все же народ непростой.

- Сложно с артистами работать, очень сложно. Не каждому угодишь. Кому-то гримерка не по нраву, кто-то от зала не в восторге. Но, знаешь, я так заметила, что сегодня у артистов стало меньше гонора. В девяностых было дело - и претензии предъявляли, и капризничали. Лариса Долина - прекрасная певица, замечательная. Но тогда, на взлете ее карьеры, бывало, постоянно что-то не устраивало. Помню, администратор Алены Апиной поставил ультиматум: или несите гонорар за выступление перед концертом, или концерта не будет. Всякое бывало. Без обид - это ведь рабочие моменты.

Пожалуй, больше всего запомнился случай с коллективом кабаре-дуэта «Академия» - Лолитой и Александром Цекало. В Благовещенск тогда приехало множество артистов - шла агитационная кампания по поддержке Бориса Ельцина. Заселяли всех в только что отремонтированную гостиницу «Зея». Лолите гостиница категорически не понравилась, все-то было не по ее вкусу. Не буду, говорит, заселяться на третий этаж - это высоко. Хотя и лифты были. Не хочу, говорит, на лифте. И напустилась на меня, когда я попыталась исправить ситуацию, мол: а ты кто такая? Тогда я в их номер заселила Таню Овсиенко, а им другой номер выхлопотала. Правда, уже на девятом этаже... (улыбается).

- О ком остались самые приятные воспоминания?

- Боря Моисеев - совершенно уникальный человек. Добрейший. Помню, что, когда он приезжал, некоторые горожане возмущались: мол, скоро Пасха, не потерпим Моисеева в Благовещенске! Пикеты устраивали перед филармонией. Пытались сорвать концерт: купили билеты на пятый ряд и во время шоу распылили что-то очень вонючее. Боря, кстати, вовсе не растерялся, после того, как суета улеглась, он вышел на сцену, извинился и как ни в чем не бывало продолжил концерт. После - не предъявлял никаких претензий, не злился. Профессионал. Да и человек он очень хороший. Помню, приготовила им простой домашний обед: цельную картошечку с жареным луком, салат из квашеной капусты, еще какие-то разносолы. Так он уписывал за обе щеки, да еще и нахваливал: «Зиночка, вот удивила, такой пир устроила!»

- Что можно сказать про звезд, так сказать, старой закалки? Вы ведь очень много работали с Иосифом Кобзоном, Валерием Леонтьевым, Людмилой Лядовой. Доводилось вам иметь дело и с Примадонной...

- О, это мастера, мэтры нашей эстрады. С Иосифом Давыдовичем мы много работали. Бывало, в месяц он давал десять-пятнадцать концертов. Отношения с ним очень хорошие сохранились. Помню, он поехал на гастроли в Зею и привез оттуда нам с Ниной по паре новеньких сапожек. Тогда дефицит был, не могли достать хорошие сапоги. Иосиф Давыдович потом наотрез отказался брать деньги. Вот такой человек.

Эдита Станиславовна Пьеха - профессионал своего дела. Никогда не жаловалась на то, что гримерка не устраивает. Да, собственно, гримерка-то не всегда бывала, и в таком случае ставили ширму, Эдита за ней и переодевалась. Вот так все просто. А Пугачева выступала здесь на стадионе. Впервые приехала в Приамурье году в 87-ом. Мне подсказали, дескать, Пугачева обожает желтые цветы. Сказано - сделано. Я специально заказала огромный букет желтых роз. Охапка получилась приличная, розы очень красивые. Когда на сцене ей вручили этот букетище, она его после песни... весь разбросала в зал. Потом уже, со смехом, добродушно спрашивала: «Интересно, какой дурак придумал, что я люблю желтые цветы?» Так прямо и спросила. Но без обидняков, мы вместе посмеялись.

- А есть что-то, о чем сейчас предпочитаете не вспоминать? Может, какие-то обиды, недосказанности?

- Когда в 2009 году директором в филармонию поставили Сергея Шифмановича, он убрал старых контролеров, уборщиц даже - словом, привел свою команду. Убрал и меня из зала, не разрешал заходить к артистам в гримерку. Было, конечно, очень горько - всегда мы с артистами замечательно общались, работали вместе. А тут такое. Но сейчас от той обиды не осталось и следа - когда он уходил с поста директора, мы расстались хорошими друзьями. У нас сейчас новый директор - очаровательная молодая девушка, очень способная, умная. Сейчас у нас все будет обновляться, придут молодые кадры. И дай-то Бог - все будет хорошо!

Секрет молодости

- Зинаида Андреевна, глядя на вас, мне совершенно не верится, что вам 85 лет. В чем секрет?

- Леночка, веришь ли - я и сама не заметила, как состарилась. И совсем не чувствую себя старой. Уверена, старость меня дома не застанет, я всегда в движении, в пути. Такая уж жизнь: всегда куда-то бегу, вечно некогда, все по минутам. А когда у меня спрашивают про возраст, непременно говорю: мне двадцать лет, плюс Великая Октябрьская революция! (Смеется.)

Просто держу себя на уровне, привыкла так: никогда не выйду из дома без макияжа, даже просто во двор. С детства люблю черемуху есть, прямо сидя на дереве - так вкуснее. До сих пор только так черемухой и угощаюсь, но теперь я без макияжа и на дерево не полезу! Или едем в сады на рейсовом автобусе - обязательно подкрашу ресницы хорошей тушью, губы - любимой помадой. Ведь для женщины главное - нравиться самой себе. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру