То, что doctor прописал

Наш корреспондент узнала, каково амурчанам болеть в других странах

За талончиком к восьми утра, многочасовая «живая» очередь к терапевту, «скорая» через час, замотанно-безразличные низкооплачиваемые врачи, кровати в коридоре, дорогущие лекарства… Это - муниципальная российская медицина. В частных клиниках - дорогое обследование, уйма зачастую ненужных анализов, все те же, знакомые по городским поликлиникам, врачи, только улыбающиеся... Народ уверен: Запад давно бы помер от такой медицины, как наша. И Америка бы загнулась, применив российские методы диагностики и лечения. И Восток бы не вынес этих издевательств. Ибо там - за границей - здравоохранение совсем не такое, как в России. Но какое оно? Для того, чтобы доподлинно узнать, как обстоит дело с оказанием медицинских услуг «за бугром», нужно для начала там побывать, да еще и заболеть. Как, чем и почем лечат в других странах, выясняла корреспондент «МК на Амуре». 

Наш корреспондент узнала, каково амурчанам болеть в других странах

Израиль. Образцовая медицина

Бывший благовещенец, 53-летний Игорь Мостославский уже 14-й год живет в городе Маале-Адумим, пригороде Иерусалима. Уровень израильской медицины во всем мире считается образцовым. Сюда зачастую отправляют даже самых безнадежных больных. Нередко можно увидеть в России объявления типа «Собираем средства на лечение от рака в Израиле».

За эти годы Игорь Михайлович не раз обращался к врачу, и поэтому не понаслышке знает особенности местной медицины. В Израиле поликлиники называются «больничными кассами» - каждый гражданин страны выбирает себе более подходящую по расположению, количеству специалистов и так далее.

- Если что-то беспокоит, я по телефону записываюсь к терапевту - мы его называем «домашний доктор», - рассказывает Игорь Михайлович. - Каждый пациент может выбрать себе любого врача. Я например, наблюдаюсь у русскоговорящего. Прихожу в назначенный день и час и жду своей очереди.

Для удобства на двери висит список пациентов, записанных на этот день. Ожидание занимает максимум минут 15. Первичный прием любого специалиста обойдется гражданину Израиля в 29 шекелей (около 250 рублей), причем во всех «кассах» цена фиксированна. Платят израильтяне только за первичный прием, остальные бесплатные. Лекарства, назначенные врачом, можно приобрести в аптеке при кассе, стоимость их в среднем от 100 до 200 рублей. Если же покупать препараты в другом аптечном пункте, то там стоимость может быть выше в три раза.

- Антибиотики, сердечные, в общем, все «серьезные» таблетки выдаются только по рецепту, - продолжает Мостославский. - Самостоятельно приобрести можно какие-то успокоительные, леденцы от кашля, легкие обезболивающие.

Дополнительные обследования - будь то УЗИ, КТ, МРТ и другие - также стоят 29 шекелей. Анализы на кровь и мочу - бесплатные. Но данный «прайс» действует только для граждан этого государства. Игорь Михайлович уточняет: для гостей страны те же услуги будут стоить в разы, а то и в десятки раз дороже. Закончив диагностику, пациенту отдают данные (например, диск с результатами) и направляют их по общей компьютерной сети врачу-специалисту, а он в свою очередь назначает лечение. Если кому-то требуется неотложная помощь, нужно обращаться сразу в больницу или вызывать «скорую». Кстати, в отличие от поликлиник, в больницах для граждан страны абсолютно все манипуляции бесплатны: от анализов до сложнейших операций и химиотерапии.

Интересно, что в клиниках Израиля нет таких жестких правил для пациента относительно «дресс-кода», какие приняты в российских медучреждениях. По больнице там можно свободно вышагивать в уличной обуви, без халата и маски. Во всем лечебном учреждении создан особый микроклимат: определенная влажность, температура, установлена специальная вентиляционная система. Сложно представить, но даже в палату роддома можно заходить без особой экипировки и в первый же день навещать маму с малышом. Женщины лежат в двухместных палатах с туалетом, а новорожденные - в инкубаторе под присмотром медсестер. В любой момент мама может взять ребенка, покормить или показать родственникам. Между кроватями молодых мамочек натянута ширма. Если роды прошли без осложнений, женщину выписывают через два-три дня. В России же принято провести в роддоме минимум неделю после родов.

- У меня невестка уже два раза рожала, мы всегда поздравляли ее большой компанией. Приходили родственники, друзья. В верхней одежде и с цветами, - уточнил Игорь Михайлович. - И, кстати, у нас мамы не боятся показывать «публике» младенца до того, как ему исполнится месяц.

США. Родина доктора Хауса

Не все так радужно по сравнению с Израилем в Америке. Елена Парк (Ломакина) живет в Сан-Диего, штат Калифорния, куда переехала из Благовещенска в 2007 году. В США каждый имеет право выбрать себе страховую компанию, а их в стране много.

- Человек без работы, как правило, не имеет возможности оплатить визит к узкому специалисту, - говорит Елена. - Страховку оплачивает сам гражданин вкупе с работодателем, ежемесячно выплачивая страховой компании установленную сумму. Например, ваше предприятие сотрудничает с какой-то страховой компанией, все сотрудники автоматически попадают под их услуги. Если страховая вас не устраивает, можно найти другую и оплачивать страховку полностью самому, так сказать, «на стороне», а не пользоваться той, что активно пропагандируют на работе.

Эти компании покрывают расходы на медобслуживание и на некоторые виды лекарств. Однако ценовую политику страховщиков на деле не регулирует никто, и из-за этого та же пачка таблеток, купленная в прошлом году за пять долларов, в нынешнем может обойтись уже в десять раз дороже.

- Допустим, вы несколько лет покупаете определенные таблетки за десять долларов (310 рублей). Приходите за ними в аптеку, а фармацевт говорит: «С вас восемьдесят долларов» (2 450 рублей). Вы, конечно, начинаете возмущаться, мол, почему так дорого? На это последует ответ: «Ваша страховая компания больше не покрывает покупку этого лекарства», - рассказывает Елена. - Вы звоните туда, объясняете ситуацию, и вам предлагают купить эти таблетки оптом, сразу три баночки прямо у них на складе, так это будет дешевле. Вы соглашаетесь и думаете взять плюс к тому еще и другой препарат, тоже оптом. Приезжаете на склад, спрашиваете, сколько стоит второй - 120 долларов (3,7 тысячи рублей), хотя их всегда покупали за девять баксов (280 рублей). И вы снова соглашаетесь, так как понимаете, что в аптеке, в обход страховки, все будет еще дороже. Берете трехмесячный запас препаратов и, пока ждете посылку, заходите в аптеку и интересуетесь, сколько стоят те, «вторые», таблетки в аптеке. И там вам говорят, что они стоят девять долларов! Вот так вас совершенно официально нагрели почти на триста баксов в почтенной крупной и многоуважаемой страховой компании.

Медикаменты в США, в отличие от России, продаются только по рецепту. Без него выдают только витамины и не самые серьезные обезболивающие.

- В аптеках продают все что угодно: спиртное, сигареты, елочные украшения, духи, молоко, яйца, чипсы и другие товары, многие из которых имеют отдаленное отношение к лекарствам или хотя бы к здоровому образу жизни, - продолжает миссис Парк. - Рецептурный отдел медикаментов обычно находится в дальнем углу аптеки, отгороженный от остального «нездорового» ассортимента товаров.

Выписать рецепт может врач. Попасть к терапевту получится только недели через две-три. Если же дело касается узкого специалиста, записываться к нему нужно за несколько месяцев. Если человеку требуется неотложная помощь, можно вызвать «скорую». Правда, это услуга может стоить несколько тысяч долларов. Так что больные чаще отправляются в клинику на своих двоих.

- Очереди в кабинеты первой помощи нередко бывают, как в СССР за колбасой, - смеется Елена. - Обычно такие походы заканчиваются словами: «Я там просидел всю ночь». И нет абсолютно никаких гарантий, что истинная причина недуга будет найдена. Хотя за это придется заплатить несколько тысяч долларов, если нет страховки или она покрывает совсем малую часть медуслуг.

В Сан-Диего Елена познакомилась с медсестрой одной из крупнейших больниц этого города. Зовут ее Татьяна. Она рассказала, как ей стало плохо прямо на рабочем месте - прихватило в боку. Коллеги уложили медсестру на каталку и спустили с восьмого этажа на первый, где и находился кабинет экстренной помощи. Ночная смена превратилась в один сплошной визит к врачам, которые в итоге ничего толком не обнаружили. Позже Таня получила по почте счет на пять тысяч долларов за использование больничного оборудования и рабочего времени докторов.

- Медсестра - помощница доктора - выходит в зал из отделения, в которое вы пришли на прием, и называет ваше имя без фамилии: privacy (защита частной информации) тут охраняется на государственном уровне, - рассказывает Елена.

Затем, по ее словам, медсестра проводит первичный осмотр (измерение веса, давления), просит все снять и переодеться в одноразовую рубашку, после чего нужно подождать доктора. Ожидание это занимает не меньше 20 минут.

- В общем-то, в этой части визита нет ничего отличного от похода к российским врачам, кроме компьютера и строгой вежливости. Никто не посмеет комментировать действия, приведшие вас к врачу, типа: «Что ж ты, дуреха, в капронках по холоду?» или «Шастают сейчас без мозгов, не предохраняются, а потом по докторам скачут, когда уже поздно», а также «Да кто ж в двадцать семь рожает-то? Вы ж головой думайте, женщина, досидитесь, что и урода можно родить, и поезд ваш уйдет, не догонишь», - продолжает рассказ Елена. - За такие дичайшие с цивилизованной точки зрения комментарии, считающиеся здесь верхом непрофессионализма, можно запросто лишиться права работать по специальности. Бытует мнение, вовсе не претендующее на истину в первой инстанции, что основное отличие российской медицины от американской в том, что наши доктора - отличные диагносты, а американские более сильны в лечении, а не определении диагноза.

И, кстати, вот еще несколько фактов, разделяющих американскую и российскую медицину. Во-первых, «штатовские» врачи не верят в сквозняки и в то, что простыть можно от холода, а не от вирусов в воздухе. Они часто простудившимся детям дают мороженое, так как верят в целительную силу холода. Во-вторых, лечь в больницу для профилактики - «понаблюдаться» - стоит примерно от двухсот баксов (6,2 тысячи рублей) в день. Если прибавить «полечиться», цена увеличивается. И еще, когда американцы слышат о чудесных российских многолетних декретных отпусках, оплачиваемых работодателем, они этому просто не верят.

- В американских больницах работают оптимисты, а в российских - энтузиасты и юмористы. И то и другое мне кажется плюсами, - признается Елена Парк. - Врачи с российским медицинским образованием не могут работать в американских больницах по специальности. То, что российское образование ценится за рубежом, сказки. Многие из тех медиков, кто выпустился из российских медакадемий и уехал в США, либо, при условии знания языка, получили дорогущее медобразование здесь и работают по специальности, либо сменили профессию на более скромную. Врачи зарабатывают очень хорошо, поэтому и высшее медицинское образование стоит очень больших денег.

(Продолжение читайте в следующем номере «МК на Амуре» за 11 апреля.) 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру