Судьба человека

Ежегодно 30 ноября в нашей стране чтут память жертв политических репрессий. Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно. Тысячи людей были необоснованно обвинены в преступлениях, отправлены в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни. Сегодня большая часть из них имеют право вернуть свое честное имя. Есть и такие, кто формально не может этого сделать. 

Судьба человека

Отдел специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий информационного центра УМВД России по Амурской области существует уже 22 года. За это время за помощью к ним обратилась не одна тысяча человек. Кто-то ищет сведения о родственниках, кто-то пытается восстановить свое имя или имя близких, подвергшихся сталинским репрессиям. Благо, сегодня это уже можно сделать.

- В 1991 году вышел закон, позволяющий реабилитировать репрессированных граждан, - рассказывает начальник отдела специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий ИЦ УМВД России по Амурской области Наталья Виговская. - Кто-то от клейма «враг народа» избавился посмертно. Есть и те, кому по закону приходится в реабилитации отказывать. К этим категориям относятся «власовцы» и «указники». Однако шанс на реабилитацию есть и у них. Если таким гражданам отказано в реабилитации, то добиться восстановления своего доброго имени они могут через суд. Решение принимает орган той области, на территории которой была применена репрессия. Сегодня многие об этом не знают, поэтому либо стесняются, либо боятся обращаться со своими проблемами в компетентные органы.

«Власовцы»

В СССР эпитет «власовец» имел исключительно уничижительное, отрицательное значение. Этим словом называли тех, кто был пленен немцами во время Великой отечественной войны, а также солдат, добровольно покинувших советские войска. После окончания войны данная категория граждан была возвращена на родину и направлена в места спецпоселения.

Одним из тех, кого называли «власовцем», был Петр Средин (все имена репрессированных изменены. – прим. авт.) Девятнадцатилетний уроженец Минской области во время Великой отечественной войны оказался на оккупированной немцами территории. Разными способами он передавал важные сведения и оружие для партизан, за что в 1943 году был подвергнут преследованию. В марте 43-го Петра насильно отправили в Германию, но по дороге оставили в городе Барановичи для охраны на железной дороге. Пытаясь бежать, Петр Средин застрелил немецкого солдата. За это его увезли в концлагерь в Германию, где он пробыл до освобождения в 1945 году. В 47-м прямо со студенческой скамьи Петр был взят органами МВД и увезен на спецпоселение в Амурскую область, прииск Соловьевск, сроком на 6 лет. Здесь он проработал до 1954 года. С этого момента из-за того, что он был репрессирован, в его жизни неоднократно возникали проблемы. С 1964 года Петр Средин, его родные неоднократно обращались в компетентные органы для получения справки о реабилитации. Но по закону получить такой документ Средин не имел права. Опускать руки мужчина не стал. Нашлись свидетели, которые подтвердили, что к немцам Петр Средин ушел не по доброй воле, что, пока мог, помогал партизанам и на верность Германии не присягал. В итоге в 1968 году он был признан реабилитированным органами прокуратуры. Но сколько ему пришлось пережить за это время…

«Указники»

Не менее трагичной можно назвать и судьбу Евгения Емельянчикова, чье учетное дело хранится в отделе специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий ИЦ областного УМВД. Он относится к такой категории репрессированных, как «указники», т. е. лица, злостно уклоняющиеся от трудовой деятельности и ведущие антиобщественный образ жизни. Такие люди высылались из родных мест на 8 лет. При этом судьбоносное решение принималось не на суде, а на колхозном собрании. Вот и Евгения Емельянчикова за то, что не хотел работать в колхозе, занимался «спекуляцией скотом и только в 1948 году заработал 12 тысяч рублей (!)», «разлагал трудовую дисциплину», в апреле 1949 года вместе с семьей выслали из поселка Красное Пальцо Пензинской области в поселок Большой Невер Сковородинского района Амурской области.

Но узнать, что он реабилитирован, Евгению так и не удалось. Спустя 8 месяцев после переселения он умер. И лишь в 2004 году его дочь смогла добиться официального документа, подтверждающего, что она и ее родители были репрессированы несправедливо, а значит, подлежат реабилитации.

- В архиве дел «указников» немного. Каждое - судьба отдельного человека. Сколько невиновных среди них! А ведь зачастую люди просто боятся вспоминать то страшное, что пережили, и поэтому не обращаются к нам, - говорит Наталья Виговская.

Куда обращаться

В целом за 22 года отделом специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий ИЦ УМВД России по Амурской области реабилитировано около 11 тысяч граждан. А вот за возвращением себе честного имени, избавлением от клейма «власовец» или «указник» обратились всего чуть более 100 человек. Пятидесяти из них было отказано. Но, как видим, половина смогла добиться своей цели.

- Всем, кто еще не решил данный вопрос, следует обращаться в отдел специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий ИЦ УМВД России по Амурской области по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 72, ежедневно в будние дни с 9 до 18 часов, или в информационный центр областного управления МВД: ул. 50 лет Октября, 18, - советует Наталья Виговская. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру