Важная птица

Амурский аэрокосмический музей в Ивановке пополнился новым экспонатом

Реактивный бомбардировщик Як-28, сконструированный еще в 60-х годах прошлого века, в свое время стал настоящей визитной карточкой начавшейся эры сверхзвука. По признанию специалистов, этот самолет был одним из самых значимых явлений советской военной авиации. Боевая машина достаточно послужила отечеству и была выведена из эксплуатации только с развалом СССР. Совсем скоро посмотреть на знаменитый бомбардировщик смогут и амурчане. Не так давно реактивный самолет по частям доставили в аэрокосмический музей в Ивановском районе, скоро приступят к сборке. 

Амурский аэрокосмический музей в Ивановке пополнился новым экспонатом

Узнать историю

Сверхзвуковой бомбардировщик Як-28 производили в период с 1963 по 1971 год, на вооружении советских ВВС он стоял до 1991 года. Для Дальневосточного аэрокосмического музея, который базируется в Ивановке, этот экспонат — ценное приобретение.

— Это был боевой действующий самолет, регулярно летавший. Сейчас он, конечно, не в лучшей форме — коррозия изрядно потрепала обшивку. После ремонта, думаю, этот красавец будет смотреться просто отлично, — рассказал заместитель генерального директора по хозяйственной части Дальневосточного аэрокосмического музея Александр Юшков. — Но мы будем восстанавливать не только сам самолет, но и его историю. Пока путь этой машины нам неизвестен. Но мы обязательно все узнаем. У всех самолетов есть уникальные номера, и, конечно же, по ним можно определить, кому он принадлежал, и даже узнать, участвовал ли он в военных действиях.

Заводской номер поможет выяснить и год выпуска крылатой машины, который руководство музея еще затрудняется назвать. Кроме того, есть возможность установить завод-изготовитель конкретно этого Як-28. Такие бомбардировщики производились на заводах в Саратове, Новосибирске и Иркутске.

Подготовка экспоната

Раньше бомбардировщик находился на территории авиаремонтного завода в Белогорске. Куплен и доставлен он был еще в декабре, но водружать его на стапель готовятся только сейчас. По словам сотрудников музея, перевозили крылатую машину тяжело.

— У Як-28 шасси велосипедного типа, и этот факт исключал возможность, что он доедет своим ходом на буксире. Вот Су-24, еще один наш экспонат, мы без проблем дотянули сюда. А этот своим ходом не притащишь — из-за конструкции шасси он может на ходу завалиться на бок, — объяснил Александр Юшков.

В итоге было решено перевозить самолет с помощью трала и по частям. На это ушло целых три дня.

— Сначала отстыковали крылья. В один день в Ивановку транспортировали одно крыло, следующий день ушел на доставку второго крыла, на третий день наступила самая ответственная часть операции. На трал краном погрузили саму тушку Як-28, оставшиеся детали и увезли в музей, — продолжил Александр Викторович.

Со сборкой самолета сейчас возникла небольшая проблема — сломался подъемный кран, без которого монтаж немыслим. Сейчас сотрудники музея ищут решение и обещают, что на днях самолет обретет прежний облик. Правда, двигатель в тело бомбардировщика не вернут, он будет стоять чуть поодаль — чтобы посетители музея могли взглянуть на обустройство начинки самолета. По расчетам местных авиаторов, на сборку уйдет примерно два дня.

Крылатые планы

Сейчас на территории музея уже стоят три самолета — бомбардировщик Су-24, чехословацкий учебно-боевой Л-39 — элегантный «Альбатрос» — и прибывший Як-28. В скором времени музей пополнится самолетами Як-40, МиГ-25, вертолетами Ми-8, Ми-9 и Ми-24 (сейчас они находятся в Возжаевке). По плану, их должны были привезти в прошлом году, но помешал паводок. Ждут своей очереди на монтаж и ремонт еще четыре единицы Су-24.

 

К слову, один из экспонатов, Су-24, Александр Юшков полностью собрал сам. Интерес к авиатехнике появился у мужчины уже в зрелом возрасте, да и по полученной профессии Александр Викторович максимально далек от неба — он буровой мастер. На сборку самолета у него ушло три летних месяца.

— Я думаю, что в глубине души каждый из нас мечтает быть авиатором, мечтает о небе… Не знаю, у кого как, но я из таких людей. Вот, притащили самолет. Заинтересовался, подумалось, что смогу собрать. Конечно, монтаж делали с помощью подъемного крана, а остальное почти все сам. Смотрел в интернете, как это правильно делается, сверял по чертежам. И все получилось, — говорит Александр Юшков.

На базе ивановского Дальневосточного аэрокосмического музея работают три биплана Ан-2, совершить полет на которых может любой желающий. С высоты птичьего полета можно полюбоваться даже на Китай: на биплане можно устроить экскурсию вдоль береговой линии реки Амур между Благовещенском и Хэйхэ.

Удовольствие это, естественно, не бесплатное — эти железные пташки питаются отнюдь не воздухом, а дорогущим финским топливом. В итоге час полета обойдется воздушному туристу примерно в 60 тысяч рублей. Пилотируют самолеты опытные летчики Авиалесоохраны. Но тем не менее полеты не пользуются у амурчан и туристов особенной популярностью, их заказывают нечасто.

Музей существует уже три года, и у руководства еще много планов по его развитию. Скоро здесь построят демонстрационный ангар. В нем можно будет наглядно ознакомиться с особенностями работы крылатых машин: посетителям покажут двигатели в разрезе, турбины и другие механизмы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру