Судьба речного танка

Свободненский фермер уберег от распила бронекатер времен Великой Отечественной войны и предлагает сделать его памятником

Уже несколько лет фермер из Свободного Евгений Бибиков хлопочет о том, чтобы сохранить для потомков бронекатер проекта 1124, чудом спасенный от сдачи на металлолом в 90-х. Прославленному в боях судну, на якоре которого сохранился оттиск с гордым именем «Пахарь», самое место на постаменте, считает хозяин, ведь подобный уже установлен на набережной Благовещенска. Евгений Васильевич, безусловно, прав — это боевое судно времен Второй мировой, по мнению специалистов, было одной из самых удачных разработок советских конструкторов. За стойкость в бою и удивительную маневренность такие катера называли ни много ни мало — речными танками. Сегодня изрядно потрепанный в боях с японцами на Амуре катер покоится в водах зейской протоки, на берегах которой раскинулось фермерское хозяйство Евгения Васильевича. В позапрошлом году река сильно поднялась, и судно окончательно утонуло, прошлогоднее наводнение также добавило проблем. Теперь предстоит большая работа — «речной танк» необходимо поднять со дна протоки, отреставрировать и доставить к месту, где он останется на долгие лета в качестве символа великой Победы. 

Свободненский фермер уберег от распила бронекатер времен Великой Отечественной войны и предлагает сделать его памятником

Из капитанов в фермеры

Свободненец Евгений Бибиков разменял уж седьмой десяток — большую часть жизни он был и остается моряком. Шутка ли: еще в восемь лет, мальчишкой, он отлично управлял лодкой. Дальше — больше.

— Можно сказать, страсть к мореходству у меня в крови. Мой дед, представьте, был матросом на том самом мятежном броненосце «Потемкин». За что он впоследствии и был сослан сюда, в Приамурье, — делится Евгений Васильевич. — Видать, потянуло меня по его стопам. В 70-х я окончил Благовещенское речное училище, потом служил на флоте. Затем устроился на работу в Амурское пароходство. Был капитаном-наставником, учил молодое поколение тонкостям капитанского дела… Так годы и прошли. Больше двадцати лет там отработал.

В 90-х годах, что и говорить, несладко пришлось многим. В том числе и Евгению Васильевичу. Нужно было что-то менять, зарабатывать на жизнь в пароходстве становилось все труднее. И Бибиков решил открыть собственное дело. А точнее — стать фермером. Еще в 80-х годах по совету матери он получил образование в сельхозинституте. Этот мудрый совет пришелся как нельзя кстати, когда начались трудные времена.

Купив с десяток гектаров земли под Черниговкой, возле речной протоки, вооруженный знаниями и опытом, Евгений Бибиков стал выращивать на продажу зерновые. Хорошим подспорьем в новом деле стал катер «Хлебороб», который мужчина приобрел, увольняясь с любимой работы.

— Суденышко было уже совсем утлым, его вот-вот собирались отправить на металлолом. Даже не на ходу — двигатель уже успели разобрать и сдать на металл. Пришлось повозиться, конечно. Считай, в одиночку восстанавливал, — сетует фермер. — Но так или иначе он послужил отличной рабочей лошадкой. И до сих пор служит. Мы ведь весь урожай возили на кораблике в низовья Амура. В Хабаровском крае зерно меняли натурально на красную рыбу, а ее уже потом продавали в Приамурье да с Китаем немного торговали. Они нашу красную рыбу обожают просто.

Беседуя, мы с Евгением Васильевичем держим путь в его фермерское хозяйство. Мужчина ловко выкручивает руль своей верной «Нивы» — от Черниговки до места назначения еще километров десять пути. Да какого! По весне и по осени на легкомысленном транспорте соваться сюда не моги — застрянешь в местной болотистой почве всеми колесами. Уж сколько раз Бибиков выручал незадачливых автолюбителей, прибывших в эти места порыбачить, и не счесть.

Пенсионер вообще не привык пасовать перед трудностями. Так, в прошлом году во время наводнения на своем верном судне он спас животных — приютил на пароходе несколько собак, козлят да овец с баранами. Несколько недель, пока стояла большая вода, капитан жил на пароходе вместе со своими блеющими и лающими подопечными. Трудолюбивый «Хлебороб» в прямом смысле стал ковчегом для беспомощных животин.

Легендарный «Пахарь»

Не смог моряк пройти мимо и другой проблемы. В 1993 году свободненскому Клубу юных моряков выделили новые судна для практики, а старые решили списать в утиль. Среди таких «старичков» оказался и бронекатер проекта 1124. Еще сохранивший былую мощь, вооруженный пушками, на бортах — старые раны от пулеметных очередей немецких самолетов. «Ветерана» уже собирались было резать на металл. Но Бибиков, заруливший в то время по делам в КЮМ, решил вмешаться.

— Все-таки негоже так с военными реликвиями обращаться, стало жалко мне катер. И пошел я к начальнику клуба. Он долго не раздумывал, предложил такой обмен: мол, купи для ребят форму новую, и тебе за это катер достанется. Ну, по рукам. А деньги, кстати, большие на кону стояли — около трех миллионов рублей форма обошлась, — вспоминает капитан. — Но ничего, где наша не пропадала, заработаем еще. Закупил я в Благовещенске обновки юным морячкам, обмен состоялся. Мне даже справку дали о потраченных деньгах, все по-честному. Мы отбуксировали спасенный катер на протоку — на мой хутор.

Кстати, бронекатер, подобный этому, уже украшает набережную областного центра. Только это судно проекта 1125 — поменьше будет, снабжено одной пушкой. На «Пахаре» же их было две: танковое орудие с Т-34, а также знаменитая зенитная установка «Катюша», которой катер оснастили в 1943 году.

— Выяснилось, что построили «Пахаря» в 1938 году. Рассказали, что бронекатер этот участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал Белоруссию. В Амурскую область его железной дорогой доставили уже в 1945 году, тут он тоже был задействован в боях — освобождал Китай от японских интервентов. Вот это история! — искренне восхищается Евгений Васильевич. — Вообще, этот бронекатер, конечно, очень удачная разработка наших конструкторов. Чрезвычайно удачная! Такие же кораблики и в Азовском море порядок навели, в Сталинграде переброс войск осуществлялся с их помощью. Он небольшой — 25 метров в длину, 4 метра в ширину, вес — 50 тонн. Он, надо сказать, маневренный, волну держит отлично. Я ведь его испытывал в деле, в низовья Амура водил на буксире! Когда поднялись волны, да такие, что большие корабли стали «прятаться», он шел просто отлично. Гладко.

Действительно, во время войны такие бронекатера малой осадки без проблем перемещались по мелким протокам, доставляли боеприпасы и десант, срывали переправы противника. За это их и прозвали речными танками.

Ветеран достоин славы

Пушки с носа и кормы судна Бибиков снял. Орудие с Т-34 капитан подарил городу Свободному — пушку установили на постамент в парке возле Дома офицеров, но потом она таинственным образом исчезла. Евгений Васильевич подозревает, что орудие украли сборщики металлолома. Со знаменитой «Катюшей» вышла примерно та же история. Начальник порта очень долго уговаривал отдать установку — мол, поставим, памятником будет. Но и та долго на постаменте не постояла. С катером нужно было что-то решать.

В 2012 году капитан написал письмо президенту России с предложением сохранить бронекатер и установить его в качестве памятника на постаменте в каком-нибудь приграничном населенном пункте Амурской области. Власти откликнулись на это предложение.

— Мое письмо было перенаправлено из администрации президента губернатору области, а уже оттуда, как я понял, — в областное министерство культуры и архивного дела. В декабре 2012 года я получил ответ из министерства. Утвердительный. В письме говорилось, что моя инициатива будет поддержана, даже с местом в министерстве определились, решили установить памятник в Константиновке, — объясняет фермер.

Что было потом, известно всем — большой паводок сломал не только планы, но и судьбы многих амурчан. Люди лишились жилья, наводнение нанесло колоссальный ущерб имуществу — разве в такой ситуации было время думать об установке памятника? А «Пахарь» окончательно ушел на дно протоки. Однако в этом году, когда все успокоилось, Бибиков твердо намерен довести дело до конца. Сейчас предстоит поднять бронекатер из воды и отбуксировать к месту, где его отреставрируют.

— Мы с Иваном, моим младшим сыном, порешали, что в этом году непременно поднимем катер несмотря ни на что! Сейчас корма уже наполовину торчит из воды, а внутри самого судна полно льда. Дождемся, когда лед растает, потом откачаем воду, обхватим катер тросами, и надо будет вытащить его тракторами. Наверное, понадобится три трактора или каких-то тяжеловесных буксира, чтобы его вытянуть. — рассуждает Евгений Васильевич. — Ну а дальше его надо на ремонт отправлять. Наверное, отправят на Благовещенский судостроительный завод. Все равно днище ему надо латать.

Памятнику — быть

В любом случае с «ветераном» еще придется повозиться. Работы впереди много, но фермер ее совершенно не боится.

— Меня как-то раз спросил мужик один: «Василич, ну зачем тебе это нужно, вся эта волокита?» И мне так сразу нехорошо на душе стало, знаешь… Как это — зачем нужно? А память? Нужно что-то оставить на память о нашей великой Победе, доставшейся такой многотрудной, такой кровавой ценой, — сжимает кулаки Бибиков. — А вот китайцы с удовольствием бы его себе забрали. Да приезжали уже они, катер этот просили — продай! И белорусы пытались договариваться. Но мне просто обидно, что такая историческая ценность уйдет за пределы Приамурья, поэтому договариваться тут со мной пока бесполезно. Он останется в Амурской области.

А как-то раз на легендарный бронекатер, что называется, положил глаз бизнесмен из Хабаровска. За судно он сулил фермеру три миллиона рублей, все хлопоты о поднятии катера и его перевозке брал на себя.

— Продай, говорит, а я его у себя на участке возле коттеджа поставлю. Дескать, у какого-то знакомого вертолет стоит, а вот у него катер будет. Представляешь? — удивляется фермер. — Но зачем мне его продавать в частные руки, хочется же, чтобы на «Пахаря» смогли люди свободно посмотреть. Вот как на Набережной в Благовещенске стоит его боевой соратник. Это ведь самый настоящий ветеран, и он заслужил по праву славу и уважение потомков.

В региональном министерстве культуры и архивного дела действительно хорошо знакомы с ситуацией Евгения Бибикова и поддерживают его начинание. Подтверждают — «Пахарь» непременно встанет на постамент.

— Мы еще в прошлом году определились с местом, где будет стоять бронекатер. В селе Константиновка, на месте форсирования Амура войсками 5-й Краснознаменной армии 2-го Дальневосточного фронта в августе 1945 года. Это предложение было поддержано главой Константиновского района, никаких проблем тут не возникнет, — прокомментировал заместитель министра культуры и архивного дела Виталий Ребизант. — По понятным причинам в прошлом году эта идея не смогла воплотиться в жизнь, но в этом году мы будем над этим работать. Вопрос об установке памятника на контроле нашего министерства. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру