Обуздать железного коня

С приходом тепла в Приамурье резко выросло число ДТП с участием мототехники

В этом году весна наступила очень рано, что существенно добавило забот сотрудникам Госавтоинспекции. Мотоциклисты поспешили вывести свой транспорт из гаражей — как следствие, отметился всплеск аварийности с участием владельцев двухколесных транспортных средств. Только за четыре прошедших месяца в Амурской области произошло 33 ДТП с участием мототехники. Есть и первая жертва — 4 мая в Белогорске тридцатилетний молодой человек, находясь за рулем мопеда Suzuki, не справился с управлением, съехал с проезжей части дороги и перевернулся. В результате аварии мужчина скончался. Меж тем именно в отношении водителей мопедов, скутеров и велосипедов в этом году вступили в силу поправки в правилах дорожного движения. О том, как изменения в ПДД могут повлиять на дорожную ситуацию и как сотрудники дорожной полиции борются с мотолихачами — в материале «МК на Амуре». 

С приходом тепла в Приамурье резко выросло число ДТП с участием мототехники

Двухколесные оттаяли

В областном управлении ГИБДД отмечают, что с наступлением тепла — а значит, с открытием сезона — количество мото-аварий стало стремительно расти. В этом году амурские байкеры дали старт сезону 26 апреля, однако некоторые любители быстрой езды поспешили обкатать свой двухколесный транспорт и того раньше. Результат таких прогулок выглядит весьма плачевно: только за четыре месяца в этом году в Приамурье произошло 33 аварии с участием владельцев мототехники, в восьми случаях пострадали дети. И прогнозы на этот счет у инспекторов неутешительные — впереди три полных летних месяца и осень.

Так, если обратиться к статистике прошлого года, даже сухие цифры будут выглядеть весьма пугающе. В 2013 году на дорогах области произошло 269 дорожно-транспортных происшествий с участием двухколесной техники, в которых пострадали 302 человека и погибли 29. 43 ДТП — с участием детей, которым еще не исполнилось 16 лет.

А вот кто виноват в той или иной мотоаварии, зачастую сразу определить невозможно. Острая тема — непростые взаимоотношения на дороге между автолюбителями и мотоциклистами. Первые считают, что «двухколесные» только и делают, что носятся как угорелые и учиняют ДТП. У их оппонентов на этот счет совершенно противоположное мнение: мотоциклисты борются за то, чтобы их считали полноценными участниками дорожного движения.

— Действительно, некоторое количество аварий возникает из-за несоблюдения водителями мотоциклов правил дорожного движения, но нередко и люди, находящиеся за рулем автомобиля, не замечают мотоциклистов и не пропускают их. В прошлом году, например, по вине мотоциклов произошло 86 дорожно-транспортных происшествий, что составляет примерно одну треть от общего числа аварий с их участием, — говорит инспектор по особым поручениям отдела пропаганды управления амурского управления ГИБДД Мария Забыкина. — С проблемой мотогонщиков на дорогах области мы сталкиваемся ежегодно. И одна из главных ее причин — отсутствие культуры вождения у наших водителей. Прежде чем сесть за руль такого опасного средства передвижения, как мопед или мотоцикл, нужно подумать, кого ты можешь подвергнуть опасности, где ты можешь создать аварийную ситуацию, в которой по твоей вине пострадают люди. Садясь за руль транспортного средства, человек должен думать не только о себе, но и о людях, которые участвуют в дорожном движении, помимо него. Ведь проблема действительно очень серьезная — зачастую в таких ДТП гибнут дети и совершенно невиновные люди — пешеходы.

Лихачи с большой дороги

Однако для мотобеспредела на дорогах есть и другие, более очевидные причины: жажда скорости и часто — неумение или нежелание эту скорость контролировать.

— Большая часть ДТП с участием мототранспорта происходит по причине несоблюдения водителями скоростного режима, — рассказывает инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения областного управления ГИБДД Андрей Бурмантов. — Сел человек на мотоцикл, шлем надел — не надел, и давай кататься. О последствиях эти люди чаще всего не задумываются. Мотоцикл гораздо маневренней по сравнению с другими транспортными средствами, поэтому многие водители стремглав несутся, пересекая поток, и уже не смотрят — что впереди, а что позади. Если смотреть по статистике, в основном у нас так катаются молодые люди от 18 до 30 лет. Так, например, вечером 3 мая в Белогорске на Никольском шоссе мужчина 1982 года рождения, управляя мотоциклом «Урал», превысил бе-зопасную скорость, из-за чего не справился с управлением и опрокинулся. В результате водитель и пассажир 17 лет попали в больницу.

По словам Андрея Бурмантова, чаще всего при авариях страдают именно пассажиры мототранспортных средств. Человек, находящийся за спиной водителя, более уязвим, так как в большинстве случаев не может вовремя оценить ситуацию и сгруппироваться. Также пассажиров нередко перевозят без шлемов, что подвергает их еще большему риску. Подобные примеры сплошь и рядом. Одно из таких ДТП случилось совсем недавно — 2 мая — в поселке Сиваки Магдагачинского района. Водитель мотоцикла «Урал» не справился с управлением и перевернулся. Сам водитель не пострадал, а вот его пассажирке, женщине 1956 года рождения, потребовалась помощь медиков. А ведь бывают аварии и с менее благополучным исходом — люди гибнут.

Опасно и то, что мотоциклист защищен гораздо хуже, чем водитель автомобиля. На дороге забывать об этом не стоит — иначе за свою забывчивость можно поплатиться жизнью. Даже если хозяин «железного коня» находится в полной амуниции: в специальном ли костюме, затянут ли в кожу с головы до пят, в перчатках и шлеме — шансов выжить в серьезном ДТП у него гораздо меньше.

— Мотоцикл — это и так само по себе неустойчивое транспортное средство, опора у него всего на два колеса, — объясняет Мария Забыкина. — Водитель и пассажир мотоцикла полностью открыты и не имеют никакой защиты. При любом ДТП — это практически сто процентов травма. А если водитель еще и пьян, то без аварии точно не обойтись. В практике бывали такие случаи, когда водитель мототранспортного средства напивался до такой степени, что сотрудникам ГИБДД приходилось его в прямом смысле этого слова снимать с мотоцикла в бессознательном состоянии.

Работа под прикрытием

Именно хмельные мотогонщики чаще всего пытаются скрыться с места происшествия или от сотрудника полиции, который попытался остановить лихача за нарушение правил дорожного движения. Но у таких беглецов, как правило, не много шансов удрать.

— В любом случае этот нарушитель будет остановлен, — говорит Мария Забыкина. — По приметам, переданным первым заметившим его экипажем, он будет сразу же вычислен. Если нарушения грубые (водитель в состоянии алкогольного опьянения или же у него нет документов на транспортное средство), мотоцикл арестовывается и помещается на специализированную стоянку. Мотогонщики за все нарушения привлекаются наравне с водителями других транспортных средств — будь то автобус, легковой или грузовой автомобиль.

Следить за порядком на городских дорогах экипажам дорожно-патрульной службы помогают скрытые мобильные группы. Как объяснила Мария Забыкина, существуют не только открытые виды контроля дорожного движения (когда экипаж движется в потоке или несет службу на определенном участке), но и скрытые — когда нарушителей задерживают на автомобилях без опознавательных знаков, то есть без маячков и наклеек. Такая работа «под прикрытием» дает хорошие результаты, говорят сотрудники ГИБДД.

— Мобильные группы у нас действуют круглый год по разным направлениям — и по нетрезвым водителям, и в отношении грубых нарушений правил дорожного движения, — продолжает инспектор по особым поручениям. — Кстати, особое внимание таких групп в летнее время уделяется мототранспорту, так как ежедневно в сводках аварийности появляется информация о нарушителях, пострадавших или даже жертвах. Хоть тепло еще до конца и не установилось, но у нас, к сожалению, уже есть погибший — это водитель 1984 года рождения, который 4 мая в Белогорске, находясь за рулем мопеда Suzuki, не справился с управлением, съехал с проезжей части дороги и перевернулся. В результате этой аварии молодой человек погиб на месте.

К сожалению, количество мотоаварий день ото дня только растет, говорят инспекторы. Однако в том, чтобы стабилизировать обстановку на дорогах, заинтересованы не только полицейские, но и сами мотолюбители. Так, 23 апреля в Благовещенске прошла акция «Легализуйся!», организованная областной Госавтоинспекцией совместно с клубом байкеров Blagbike MC. Ее провели уже в четвертый раз.

— В рамках этой акции все желающие владельцы мотоциклов смогли без очереди зарегистрировать своих «железных коней». Этой возможностью воспользовались более 30 мотоциклистов. Ежегодно в ней принимают участие до 60 мототранспортных средств. «Легализуйся!» проводится для того, чтобы снизить количество грубых нарушений ПДД этой категорией водителей, — уточняет Андрей Бурмантов.

Права на мопед

Законотворцы тоже стараются внести свой вклад в борьбу с дорожным беспределом. В апреле этого года вступили в силу поправки в правила дорожного движения. Изменения в ПДД касаются водителей мопедов, велосипедов и скутеров.

Так, новые правила точно определили, какое транспортное средство может называться мопедом. Это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, скорость которого не превышает 50 километров в час, а объем двигателя — не более 50 кубических сантиметров. Мопедам новые правила разрешают двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов (таковых у нас в городе, увы, пока не предусмотрено — прим. авт.). Также допускается движение мопедов по обочине, если это не мешает пешеходам.

— В соответствии с поправками водителям запрещается управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой, а также перевозить груз, мешающий управлению транспортным средством. Кроме того, запрещено перевозить на мопеде детей до семи лет без специальных кресел для них, — перечисляет Андрей Бурмантов.

Кстати, теперь водителям мопедов необходимо будет получить водительское удостоверение с категорией «М», которое будет выдаваться с 16 лет после прохождения курсов обучения. Но стоит отметить, что такие удостоверения нужны не всегда, а только в тех случаях, когда у водителя нет прав любой другой категории — категория «М» требуется исключительно новичкам на дороге.

— Такие удостоверения будут выдаваться водителям после согласования учебных программ. Как только эти программы утвердят и начнут обучать по ним людей, то для передвижения по городу на мопеде или скутере необходимо будет иметь при себе удостоверение, — поясняет инспектор. — Категория «М» вводится для того, чтобы человек, расставшийся со статусом пешехода, имел хоть какое-то представление о правилах дорожного движения.

МНЕНИЕ

Максим Шейкин, секретарь байкерского клуба «Blagbike MC» :

 

— Как любому здравомыслящему участнику дорожного движения (по крайней мере, я себя к таковым отношу) поведение гонщиков, будь они хоть на мопедах, хоть на мотоциклах, мне, естественно, не нравится. Независимо от того, на чем я еду — на машине или на мотоцикле. Такое поведение мы в клубе, конечно, осуждаем. Перед открытием нового сезона руководство клуба встречалось с руководством амурского управления ГИБДД, это мы ежегодно стараемся делать. Там мы озвучили мысль, что для борьбы с подобного рода мотохулиганами, вне зависимости от того, на чем они ездят — на спортбайках или на китайских мопедах, нужно создавать соответствующее мотоподразделение дорожной полиции. Этот вариант мы поддерживаем, но, к сожалению, учреждение новых структур в системе ГИБДД зависит не от нас.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру