Спастись от войны

Беженцы с юго-востока Украины надеются, что их дети больше никогда не услышат выстрелы и взрывы

Начавшееся в июне массовое бегство людей с юго-востока Украины с каждым днем становится все более масштабным. Только по официальным данным, сегодня на территории России зарегистрировано более 200 тысяч беженцев из соседнего государства, ежедневно в приграничную Ростовскую область прибывают от 500 до 2000 человек. Людей, вынужденных покинуть свои дома, принимают в 66 регионах страны, в том числе и в Амурской области. На прошлой неделе в Благовещенск прибыла очередная группа украинских беженцев. С переселенцами поневоле встретился корреспондент «МК на Амуре». 

Беженцы с юго-востока Украины надеются, что их дети больше никогда не услышат выстрелы и взрывы

Ради детей

В минувшую пятницу в пункте временного пребывания, что на территории областной больницы, появились новые постояльцы. Из десяти человек, поселившихся здесь, четверо — маленькие дети. Месяц назад эти люди покинули родную Украину, охваченную войной.

Семья Алексеевых приехала в Приамурье из донецкого поселка Желанное. Сегодня это идиллическое название звучит как злая издевка: туда, где пули свистели над головой, люди возвращаться не собираются.

— Мы поняли, что это война, когда начали бомбить Славянск, соседнее село Карловку. Потом и через наш дом стали перелетать снаряды, мы прятались в подвалах, — рассказывает 21-летняя Светлана Алексеева. — А когда возле нашего поселка нацгвардия поставила блокпост, мы решили всей семьей уехать.

Всей семьей — это всемером. У Светланы и Виктора растут сыновья Юрий и Родион: старшему 2 года и 4 месяца, младшему — 8 месяцев. На руках у брата Виктора — Александра, и его супруги Антонины одиннадцатимесячный Ярослав. В Украине у Алексеевых остались родственники.

— Мы недавно созванивались с мамой. Она говорит: стреляют, в соседнем городе Авдеевке несколько пятиэтажек снесли полностью установкой «Град», — вздыхает Светлана. — Созванивались и с братом мужа, который живет в Авдеевке. Они с женой хотят выехать оттуда и хоть как-то в Крым попасть, но неизвестно еще, получится ли. Большинство же украинцев едут в Россию к родственникам, у кого они тут есть. Некоторые просто хотят пересидеть как-то эту войну и вернуться обратно. Конечно, мы упрашивали родных ехать с нами, но они не захотели. Да мы и сами-то решились ехать только для того, чтобы спасти детей. Если бы не дети, мы бы остались, наверное. Хочется, чтобы они пожили.

Чтобы выбраться из неспокойной Украины, Алексеевы продали все свое движимое имущество, в том числе два мотоцикла, собрали документы и нехитрые сбережения и отправились в сторону России.

— 20 июня мы перешли границу в районе Ростовской области. Нас поселили в палаточном городке МЧС. Но в два часа ночи на границе начали стрелять, и нас на автобусе перевезли подальше оттуда — в Матвеев Курган, где мы пробыли двое суток. Потом на вертолете МЧС нас отправили в Волжский — город возле Волгограда. Там, на турбазе, мы жили около месяца, — вспоминают переселенцы.

В Амурской области у Алексеевых нет родственников, но сюда их привели воспоминания.

— Нам с братом очень нравятся эти края, ведь мы жили здесь в 90-х на протяжении трех лет, — признается Александр Алексеев. — Поехали сюда с мечтой поселиться в сельской местности, ведь мы привыкли жить на земле. По профессии я столяр, но занимался разными заработками, так как было довольно трудно найти постоянную работу. Трудился в разных местах, иногда бывало, что вообще не платили зарплату.

Подальше от войны

Беженец Игорь Малышев собирается остаться на ПМЖ в Приамурье. Мужчина перебрался в Благовещенск из донецкого города Константиновка, где, по его словам, уже давно жилось очень плохо.

— Приходилось все время заниматься разными заработками, а ведь в советское время у нас были крупные заводы. Город считался центром стекольной промышленности, именно на нашем стекольном заводе когда-то делали кремлевские звезды. Потом все развалилось, осталось только несколько цехов. Опять же кто хозяева? В одном месте турки, в другом индусы, и так по всей Украине. В общем, рыба сгнила с головы, — сетует Игорь.

Покинуть родину мужчина решил около месяца назад, когда ходить по улицам родного города стало по-настоящему опасно.

— В нашей Донецкой области сейчас происходит беспредел: ходят ребята в черной форме — нацгвардия, которые могут без проблем остановить на дороге и забрать машину, — рассказывает беженец. — Я не видел, чтобы убивали, но много слышал о грабежах. Они приходят к зажиточным людям домой (то ли их наводят, то ли у самих есть информация) и под угрозой оружия забирают вещи. Сам я с таким, по счастью, не столкнулся, наверное, потому что вовремя уехал. Что там сейчас, я не знаю, потому что связи нет, невозможно дозвониться.

Игорь говорит, что ему повезло: не приходится тревожиться за родных — маму еще раньше он отправил в Крым, а других близких на Украине не осталось. Но уехать вместе с матерью у мужчины не получилось: у тамошних родственников и так большая семья.

— Но, честно говоря, мне и самому хотелось уехать подальше от всех тех событий и воспоминаний, — признается Игорь Малышев. — Поэтому когда в ПВР в Ростове нам предложили ехать в Амурскую область, я согласился. Сначала набрали 70 человек, потом 120. Но в итоге нам объявили, что поедут только 25 человек, а всех остальных просто отправили в другой лагерь, в 15 километрах от прежнего. В общем счете в палаточном лагере я провел три недели. Его все время расширяли, ставили добавочные палатки, вроде бы даже стали туда принимать раненых военнослужащих.

Сейчас Игорь, как и остальные беженцы, занят оформлением документов. Когда уладится вопрос с бумагами, можно будет взяться за поиски работы. К слову, у мужчины две специальности и обе довольно востребованные — водитель и газоэлектросварщик.

— Нам оказывают помощь, подсказывают, как оформить документы. Временную регистрацию уже сделали, помогли бесплатно пройти медкомиссию, обещают подыскать работу и жилье. Ежедневно приходят сотрудники МЧС, представители разных социальных структур и организаций, например, из центра «Доброта», — перечисляет Малышев. — В пункте временного пребывания мы имеем право находиться месяц, но нам пообещали, что к тому времени нас либо куда-то переселят, либо продлят пребывание здесь. В общем, надеюсь, что все образуется, и в Амурской области нам будет лучше, чем на Украине.

Мнение

Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области:

— Сейчас у нас в наличии имеются 40 мест в пунктах временного размещения, которые остались после наводнения. То есть на сегодняшний день мы готовы временно принять 40 человек для экстренного размещения. Также у нас имеются порядка 80 вакансий (рабочие, слесари, механики) с предоставлением жилья. Они предусмотрены для людей, которые хотят попасть именно на эти специальности, то есть едут сюда уже целенаправленно. Эти вакансии мы разослали в лагеря беженцев в Новгородской, Курской и Ростовской областей.

Тем, кто приехал «в никуда», мы сейчас активно ищем работу и жилье, чтобы они побыстрее адаптировались в новой жизни. Кроме того, в Шимановске есть Центр временного размещения на 11 мест, предназначенный для реализации программы переселения соотечественников из-за рубежа.

Переселенцы из Украины могут получить статус «временное убежище», сегодня это можно сделать за три дня. Также можно получить разрешение на временное проживание, но на это уйдет больше времени — 50—60 дней. Статус беженца получить сложнее всего, так как для этого нужны серьезные документы, подтверждающие, что люди подвергались гонениям на той территории, откуда бежали. Причем документы должны быть выданы именно иностранной стороной. Поэтому сегодня на территории Амурской области формально нет ни одного беженца.

Получив официальный статус, люди могут стать участниками программы переселения соотечественников из-за рубежа. Участник такой программы может получить определенную финансовую поддержку: подъемные в размере 240 тысяч рублей на участника и 80 тысяч на члена семьи. Но это при условии, если они стали участниками программы, находясь еще на территории иностранного государства. Если они становятся участниками уже здесь, сумма уменьшается в три раза. 70 процентов от суммы выплачиваются сразу, остальное через полтора года. На аренду или приобретение жилья для беженцев средства пока не предусмотрены, равно как и для тех, кто проходит по программе переселения.

Сейчас люди, которые живут в ПВР в Благовещенске, получают питание и все остальное за счет областной больницы в расчете 800 рублей в день на человека. Мы формируем списки, сколько уже приняли людей и сколько еще можем принять, и будем подавать заявку на компенсацию этих расходов из федеральных источников.

Банковские реквизиты для перечисления средств для оказания помощи вынужденным переселенцам с юго-востока Украины

ИНН-2801152016

КПП-280101001

Получатель — минфин АО (министерство внутренней и информационной политики Амурской области, 05934238551)

Расчетный счет — 40302810600004000001

Банк — ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

БИК-041012001

Назначение платежа — Добровольные пожертвования для оказания помощи вынужденным переселенцам с юго-востока Украины.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру