Кино от любителя

В рамках «Амурской осени» в Благовещенске пройдет фестиваль непрофессиональных режиссеров «КинАмур»

Криминальная драма, мистическая история, бытовая комедия — в программе амурского фестиваля любительского кино «КинАмур» представлено около десятка жанров. Впервые в конкурсе примут участие благовещенские мультипликаторы. Как и в прошлом году, работы пройдут через двойной фильтр: сначала их оценит амурское жюри, а потом среди лучших картин абсолютного победителя выберут московские режиссеры. 

В рамках «Амурской осени» в Благовещенске пройдет фестиваль непрофессиональных режиссеров «КинАмур»
В минувшем году на фестиваль «КинАмур» участники представили больше 20 работ.

Короткий метр

Фестиваль любительского кино в Благовещенске уже третий год подряд проводит областная общественная организация «АмурКиноСоюз» при поддержке городского управления культуры. По словам инициаторов, главная задача конкурса — создание площадки для общения амурских режиссеров-любителей. Подать заявку сюда может любой желающий вне зависимости от его опыта и объема фильмографии. Основное условие — быть амурчанином.

— Мы создали этот фестиваль в 2012 году. Конечно, кинофестивалей разного уровня в нашей стране и так достаточно много, но в большинстве из них участники все-таки находятся в неравных условиях. Ну как можно ставить в один ряд работы наших ребят и выпускников ВГИКа? К тому же и финансовые возможности у нас и у москвичей разные, — поясняет председатель общественной организации «АмурКиноСоюз» Владимир Розанов. — Вот мы и решили создать свой фестиваль, ориентированный только на амурских режиссеров-любителей. К нам поступают заявки из Новосибирска, Перми, Владивостока, но даже их мы не принимаем — таковы наши правила.

В этом году в программу конкурса вошло 16 работ: три из них мультипликационные, один полнометражный фильм, остальные — короткометражки. Как объясняют организаторы, такая картина для амурского кинопроцесса вполне типична: около 95 процентов от всего отснятого материала составляют фильмы не длиннее 40 минут. Случается, что режиссеры-любители замахиваются на съемки классической полуторачасовой ленты, но редко сами остаются довольны результатом.

— Так получилось, что с полнометражным фильмом на фестиваль вышел только Семен Руденко. Кстати, его блокбастер «Огонь под доской» даже включен в программу спецпоказа «Амурской осени». Другому нашему режиссеру-любителю — Сергею Храмых — для завершения фильма к осени немного не хватило времени, — продолжает Владимир. — Сергей снимает свой комедийный экшн «Кто есть кто, или Ограбление по…» с мая 2012 года, там масса локаций, актеров. В том числе в картине снялись многие медийные лица нашего города: Владас Дедонис, Макс Радман, даже Иван Сельвинский незадолго до смерти успел сыграть в эпизоде. Этот фильм тоже мог бы войти в программу нынешнего фестиваля, но Сергей подходит к своей работе очень основательно и ответственно, поэтому решил довести все до ума — тщательно смонтировать, где-то переозвучить, где-то подписать музыку. Скорее всего, фильм будет полностью закончен к концу года.

Из-за того что «Огонь под доской» на фестивале стал единственным представителем полного метра, этот фильм сможет рассчитывать только на специальные награды, например, «За лучшую режиссуру» или «За лучшую мужскую роль». Все остальные киноленты поборются за победу в основных номинациях, сформированных в зависимости от хронометража фильмов: до 10, до 20 и до 40 минут.

По московским меркам

В прошлом году «КинАмур» объединился с главным культурным событием региона — фестивалем кино и театра «Амурская осень». Благодаря этому режиссеры-любители могут посетить мастер-классы столичных мастеров, получить авторитетные отзывы о своих работах, поучаствовать в конкурсных показах. Новый формат изменил и саму судейскую систему «КинАмура»: непрофессиональное кино теперь оценивают два состава жюри. Так, сначала все фильмы попадают к амурским экспертам, формирующим список победителей по нескольким номинациям. Затем уже к работе подключаются члены московского жюри: из получившегося шорт-листа они выбирают лучший фильм, который и становится обладателем гран-при. К слову, в этом году судить кинолюбителей на местном уровне будут представители Амурского театра драмы — завлит Нина Дьякова и главный художник Василий Веровчук, начальник городского управления культуры Виктория Хопатько, журналист Анна Пробенко, сценарист Евгений Кремнев. А вот состав московского жюри пока держится в тайне.

— В прошлом году нас оценивали режиссер Валерий Пендраковский, актриса Ольга Гобзева, певец и режиссер Николай Бурлак. Правда, гран-при они так никому и не вручили — посчитали, что до такой награды ни один фильм не дотянул, — вспоминает Владимир Розанов. — Все дело в том, что столичные режиссеры оценивают нас по своим меркам, а в Москве даже у непрофессионалов совсем другие возможности. К примеру, в прошлом году на мастер-класс к нам приезжал московский режиссер-любитель Арсений Гончаков. Так вот, на один из своих фильмов он потратил 700 тысяч рублей, в то время как нам приходится делить 350 тысяч на семь фильмов. Опять же в Москве легко найти для съемок профессиональных актеров — многие готовы сниматься бесплатно просто за портфолио. У нас же с этим большие проблемы. Мало того, даже когда мы ведем съемки на улице и просим прохожих подыграть нам, люди относятся к этому подозрительно и ведут себя зажато.

Дети в тренде

О чем же снимают фильмы амурские режиссеры? Судя по жанровому разнообразию, почти обо всем: любовных отношениях, спорте, войне и даже криминале. Но если в прошлом году тема криминальных разборок была чуть ли не лидирующей, сегодня в тренде у амурчан куда более жизнеутверждающие ценности — семья и дети.

— Тема детства на этот раз самая востребованная – целых пять фильмов снято по этому поводу. К примеру, Сергей Храмых снял фильм «Здравствуй, малыш» про мальчика, который подружился с ветераном войны, — рассказывает Владимир Розанов. — Мой фильм «Настоящая мама» тоже о детях, он снимался в детском доме с настоящими воспитанниками. Сначала мы выбрали на главную роль темноволосого мальчугана с голубыми глазами, но когда приехали через неделю, оказалось, что Диму усыновили. Пришлось снимать другого пацана — белобрысого Сашу. Но в итоге я не пожалел — этот пятилетний мальчишка очень здорово себя показал. Еще один интересный момент: саму себя в фильме сыграла директор детского дома. Она нам так и сказала: «Зачем вы будете роль директора отдавать каким-то актерам? Я же лучше знаю свое дело». Но мне, конечно, пришлось ее помучить: Анна Юрьевна оказалась серьезной женщиной, а мне нужны были эмоции. Не сразу все получилось и с исполнительницей роли приемной мамы. Ее сыграла корреспондент Светлана Рожкова, и мне с большим трудом удалось избавить ее от манер телевизионщицы.

Еще один фильм о детях — «Игра в красавицу» (совместная работа Владимира Розанова и Андрея Есипенко). Авторское определение жанра — романтическая история о первой любви. Чтобы утешить дочь, которую дразнят во дворе, отец рассказывает ей историю из своего детства о том, как одна некрасивая рыжая девочка влюбилась в симпатичного пионера. Эта девочка не задумывается о своей внешности, и когда во время игры ей достается роль красавицы, она верит всем комплиментам и похвалам в свой адрес. Но однажды новенький мальчик, в которого она влюбилась, говорит ей: «С чего ты взяла, что красивая? Погляди на себя в зеркало». Тогда девочка впервые смотрит на себя как бы со стороны и обнаруживает изъяны, которых раньше не замечала. Справиться с переживаниями ей помогает мама, после чего действие вновь переносится в наши дни, где вместе с маленькой героиней зритель узнает о судьбе рыженькой дурнушки.

— По сюжету основное действие фильма происходит в конце 80-х годов, и нам пришлось искать соответствующую обстановку. Подходящее место нашлось в военном городке Орлиный под Свободным. Приехав туда, я поразился: там вообще нет пластиковых окон, на улицах по старинке сушится белье, а единственный атрибут из сегодняшнего дня — спутниковые антенны. Только представьте, какая нас всех охватила ностальгия, — улыбается режиссер. — Там же в детском оздоровительном лагере мы нашли своих героев — 11 замечательных ребят, с которыми было очень здорово работать.

Немного мистики

Среди амурских кинолюбителей оказалось и немало приверженцев экзистенциального художественного творчества. К примеру, молодой режиссер Максим Сапунцов представляет на фестивале мистическую короткометражку «1107». Героям фильма предстоит столкнуться с чередой таинственных событий и выяснить, живы ли они на самом деле и что означают странные цифры на их запястьях.

Об иррациональной связи двух любящих людей повествует картина «Глаза голубой собаки» Эльшада Ибрагимова, снятая по мотивам одноименного рассказа Габриеля Гарсия Маркеса.

— Это история о любви парня и девушки, которые встречаются только во сне, а потом пытаются найти друг друга в реальной жизни. Но все дело в том, что наяву он не помнит пароль, по которому они должны найти друг друга (то есть той самой фразы «Глаза голубой собаки»), а она не помнит его лица. Кроме того, во сне они не знают названия городов, в которых живут, — рассказывает о своем фильме начинающий режиссер.

На конкурс любительских фильмов Эльшад Ибрагимов подал еще одну свою работу — короткометражку «На берегу». К слову, впервые попробовать себя в режиссуре молодой человек решился два года назад — тогда его мистическая драма «Сон» была отмечена на «КинАмуре» как лучший дебют. Сегодня Эльшад мечтает о профессиональном кино — для этого сразу после фестиваля он планирует переехать в Москву, где надеется заняться любимым делом более серьезно. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру