Дворянская арифметика

Вера Глаголева представила в Благовещенске свою картину «Две женщины»

Полуденный зной, тенистые аллеи, неторопливые жесты и выразительные взгляды героев — с первых кадров экранизация тургеневского «Месяца в деревне» погружает зрителя в атмосферу дворянских усадеб середины позапрошлого века. Именно там, в окружении живописных пейзажей и пасторальных бытовых зарисовок, разворачивается история о любви, ревности, благородстве и разочаровании. Каждый персонаж по-своему трогателен и трагичен, каждый вовлечен в водоворот запутанных и невзаимных чувств. 

Вера Глаголева представила в Благовещенске свою картину «Две женщины»
Вера Глаголева

Местом съемок стала смоленская усадьба композитора Глинки, в эпизодах сыграли местные жители, очаровавшие режиссера своими удивительными, почти иконописными лицами. Взявшись за экранизацию классической пьесы, Вера Глаголева решила быть точной не только в деталях, но и в психологии людей ушедшей эпохи: портреты и манеры действующих лиц выдержаны в стилистике XIX столетия, а действие развивается плавно и неспешно. Даже сцены страстных признаний решены в фильме удивительно бережно и деликатно, словно бы нарисованы прозрачной акварелью. Представив «Двух женщин» благовещенскому зрителю, Вера Витальевна рассказала о съемочном процессе и актерах, сыгравших в картине.

— Как удалось привлечь европейских артистов, например, такую звезду, как Рэйф Файнс?

— Четыре года назад, когда у нас еще не было денег, а сценарий только писался, мы с продюсером Натальей Ивановой решили помечтать, кого бы мы хотели увидеть в роли Ракитина. Сошлись на том, что было бы потрясающе, если бы сыграл великий британский актер Рэйф Файнс, известный по фильмам «Английский пациент», «Список Шиндлера» и многим другим. А через некоторое время он приехал в Иваново на фестиваль «Зеркало». Там мы и познакомились, рассказали ему о нашем предложении, он заинтересовался, так как вообще знает и любит русскую классику. Кстати, его брат Джозеф Файнс когда-то играл Беляева в английской постановке. Потом Рэйф посмотрел наш фильм «Одна война», ему понравилось, и он согласился играть, дав нам на съемки целых четыре месяца. Каждый день Рэйф занимался русским языком, хотя понемножку начал изучать его еще в 1997 году, когда снимался в «Евгении Онегине».

— Долго выбирали актрису на роль Натальи Петровны?

— Да, довольно долго. Для меня главным было, чтобы за актрисой не тянулось никакого сериального шлейфа. Так мы нашли очень хорошую питерскую театральную актрису Анну Астраханцеву — у нее совершенно удивительное лицо, как будто с гравюры XIX века. Александра Балуева мы сразу утвердили на роль ее мужа, но он долго отказывался, ведь у Тургенева это довольно ходульный персонаж. Однако в результате эта роль получилась очень запоминающейся: здесь и увлеченность делом, и готовность простить.

— Картина настолько гармонична, что от одного взгляда на экран получаешь эстетическое удовольствие.

— У нас был чудесный оператор Гинтс Берзиньш. В свое время он окончил ВГИК, но уже давно работает в Европе. Я вообще заметила, что с операторами мне везет: например, Руслан Герасименков был отмечен престижнейшей премией «Белый квадрат» за операторскую работу в картине «Одна война». Что касается Гинтса Берзиньша, я очень рада, что мы поработали вместе, потому что он очень художественно чувствует картинку. В основном мы относили изображение к русским художникам XIX века: Венецианову, Сороке.

— Несмотря на узнаваемые сюжеты русских картин, «Две женщины» — абсолютно западное кино. Вы сознательно шли к тому, чтобы показать Россию европейской страной?

— Честно говоря, мы об этом не думали. Но, возможно, это чувствуется потому, что Россия действительно была тогда открытой страной — это заметно, например, по переписке той эпохи. Вообще мы очень много читали о XIX веке, в том числе замечательную книгу «Твой друг и мать Варвара Тургенева». Это письма матери сыну, Ивану Тургеневу, из которых можно узнать много интересных мелочей. Иногда какие-то вещи мне удавалось просто угадать: к примеру, я сама придумала гимнастические упражнения нашего немца-гувернера, а потом с удивлением узнала из этой книги, что в детстве у Тургенева был гувернер из Швейцарии, который считался лучшим гимнастом в Москве.

— Кто автор удивительной музыки, звучащей в фильме?

— Музыку написал замечательный композитор Сергей Баневич, с которым я работаю еще с картины «Сломанный свет» 1990 года. Это очень серьезный композитор, замечательный мелодист и симфонист. Мне кажется, в этой картине он по-настоящему открыл свою душу и так тонко почувствовал материал, что музыка здесь прекрасно дополняет все, что на экране. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру