Противостояние ВТО затормозило импорт Приамурья

Внешнеторговый оборот Амурской области с зарубежными странами за первое полугодие составил 497 миллионов долларов, снизившись почти на 50 миллионов по сравнению с таким же периодом 2012-го. Если экспорт продолжил расти, то импорт впервые за последние годы солидно уменьшился — больше чем на четверть.

Это произошло из-за снижения поставок китайской техники, которое, в частности, связывают с ужесточением требований в связи со вступлением России в ВТО.

В прошлом году впервые внешнеторговый оборот Приамурья превысил 1 миллиард долларов США. Если точнее, то $1 млрд 146 млн — это на 385,4 млн больше, чем за 2011 год, — увеличение в 1,5 раза. В последние два года темпы роста внешней торговли области были стабильно самые большие по Дальнему Востоку. В 2011 году этот показатель составил 174,1 % (в среднем по ДФО — 131,1 %), в 2012 году — 150,6 % (по ДФО — 106,8%). При этом динамика роста вывоза продукции превышала цифры по ввозу.

По итогам прошлого года экспорт увеличился на 153 миллиона долларов — в 1,7 раза, а импорт на 231 миллион — уже на 44 %.

В нынешнем году рекордов не будет, особенно учитывая наводнение, из-за которого были приостановлены грузовые перевозки через действующие пункты пропуска. Однако впервые за последние годы ситуация изменилась. Конечно, ввозим мы по-прежнему гораздо больше, чем продаем, что говорит о зависимости региона. За 6 месяцев внешнеторговый оборот с зарубежными странами составил почти 498 миллионов долларов, что почти на 9 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом по Дальнему Востоку регистрируют увеличение товарооборота на 11,2%, снижение отмечено в 4 регионах, в передовиках с плюсовыми показателями ЕАО, Приморье, Сахалинская и Магаданская области.

Экспортные поставки Приамурья увеличились на 43,5 миллиона (на 23, 4 %), однако импорт уменьшился почти на 92 миллиона — то есть на 25,5 %. Немного наторговали амурчане и с Белоруссией — на $36 миллионов (минус 27 %). Причем из этой суммы мы продали в дружественную республику товаров всего на 84 тысячи долларов. В России, наоборот, эксперты отмечают рост поставок из-за рубежа, впрочем, его темп немного затормозился.

Пальма первенства в объеме поступившего импорта в нашу область по-прежнему у группы товаров, проходящих в статистике как «машины, оборудование и транспортные средства», — они дали 65,5 % общей суммы. Учитывая солидную долю, любое заметное колыхание здесь сыграет на общей цифре ввозимого из-за бугра. Как отмечают в амурском министерстве внешнеэкономических связей, снижение показателей внешнеторгового оборота произошло в основном за счет уменьшения импортных поставок из Поднебесной, прежде всего китайской техники — грузовых машин, бульдозеров и т. д. Одним из главных факторов, которые повлияли на падение импорта региона, является ужесточение требования к ввозимой автомобильной и другой спецтехнике в связи со вступлением России в ВТО — соответствие экологическим двигателям класса Евро-4, введение утилизационного сбора. Также это переориентация китайских поставщиков товаров и продукции на поставки в РФ через Казахстан.

— Уменьшение внешнеторгового оборота было и в 2009 году во время экономического кризиса, — отмечает начальник отдела областного министерства внешнеэкономических связей Александр Коршунов. — В первом полугодии автомобильной техники, машин спецназначения действительно стали ввозить меньше из КНР: это проблематично из-за качества, оно не соответствует стандартам Евро-4. Второй момент — многое ушло на другие транспортные коридоры. Амурская область была для техники как транзитный регион, нам в таком количестве машины не нужны, техника завозилась и шла в западные регионы России, а там выгоднее — проще доставка, транспортные расходы дешевле.

Как признались представители одной из амурских компаний, которая уже 11 лет поставляет из Китая дорожную, грузоподъемную, сельскохозяйственную и другую технику, объемы поставок в область в этом году снизились примерно на 20 процентов. Фирма работает с 7 китайскими заводами, 70 процентов машин шло в другие регионы.

«Завозить технику теперь слишком дорого. Например, за новый автокран покупателю нужно заплатить утилизационного сбора 150 тысяч! И это помимо его цены, — привел пример менеджер по продажам ООО «Амур-Импорт». — За самосвал, который стоит 2 миллиона 720 тысяч, утилизационный сбор 435 тысяч. Конечно, завезти через Казахстан выйдет намного дешевле, там нет грабительских сборов. Выкручиваемся как можем, упор сделали в основном на запчасти. Сейчас вообще спад, видимо, волна кризиса — у многих нет денег на новую технику, покупают оборудование, детали для ремонта».

В структуре экспорта области особых изменений нет. Примерно та же доля, как и в целом за прошлый год, остается у продуктов и сельскохозяйственного сырья (в основном это соя, небольшое количество масла из нее, пшеница, пиво) — 4,4 %. Напомним, в 2012 году за рубеж было продано более 70 тысяч тонн амурской фирменной культуры — рост за год в 70 раз. Также отгружено около 1 300 тонн соевого масла. Причина резкого увеличения — снижение вывозной пошлины на масличные культуры.

Андрей Конюшок, экономист:

— ВТО здесь ни при чем. Если бы мы последовали правилам ВТО у нас, наоборот, появилась бы куча техники из Канады, США и Европы. А вот противодействие ВТО со стороны российского правительства и привело к снижению импорта техники — ввели утилизационный сбор, придумали переход на ЕВРО-4. Вот и невыгодно стало везти технику. Пересаживайтесь на КамАЗы, сказал министр транспорта РФ. По правилам ВТО работают 85 процентов стран. И стонут только у нас те, кто набивает себе карманы за счет нас, потребителей. Снижение внешнеторгового оборота плохо, но объяснимо — снижением поставок комбайнов из Белоруссии, техники из Китая, ступором ВЭД во время паводка. И прогнозируемо — предприятия экспортной ориентации мы по-прежнему не создаем. ВТО даст преимущество нам с вами. Изобилием товаров и услуг. То, что экспорт больше импорта, — это мечта любого региона и страны. Значит, к нам больше притекает денег, чем утекает. Инвестиционные возможности растут. В том, что китайцы нашли обходной путь, виновато Правительство РФ. Не разрешили нам строить мост через Амур. На восстановление старого шелкового пути КНР потратила миллиарды долларов, но теперь им выгоднее поставлять товары в Европу мимо нас.

По сообщению ИА «Порт Амур»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру