МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
(Благовещенск)

Под крылом пластилиновой вороны

Международный песенный фестиваль «Детство на Амуре» зажег новые таланты

Символом международного вокального фестиваля «Детство на Амуре» стала пластилиновая ворона - мультяшная птаха, героиня известной песни Григория Гладкова. И не случайно, ведь именно по инициативе детского композитора год назад конкурс начал свое существование. На Дальнем Востоке это событие уникальное, в чем уже во второй раз смогли убедиться благовещенцы в минувшие выходные. В этом году в конкурсе поучаствовали амурские и китайские вокалисты в возрасте от 7 до 16 лет. За выступлениями юных талантов и мастер-классами от звездного жюри понаблюдала корреспондент «МК на Амуре». 

Детский мир

По итогам заочного отбора 79 ребят прошли во второй тур фестиваля. Здесь начиналось самое главное - выступление перед искушенными членами жюри, за плечами которых десятки детских конкурсов и смотров. Одаренных исполнителей оценивали люди известные и опытные: композиторы Григорий Гладков и Евгений Дога, главный редактор детского «Евровидения» Кира Чен, художественный руководитель столичного Большого детского хора имени Виктора Попова Анатолий Кисляков. В оценке уровня фестиваля они оказались вполне единодушны.

- В этом конкурсе было два момента, которые отличали его от остальных, - выразила общее мнение членов жюри Кира Чен. - Первое - репертуар, который в основном был подобран очень удачно. Мало было песен не по возрасту, когда маленькие дети поют о неразделенной любви или об умерших рано мужьях. Дети должны петь песни, которые им наиболее понятны - о своем детском мире, о своих переживаниях. И второе - часть исполнителей пели под живой оркестр, и я очень бы вам советовала эту традицию продолжить.

Кстати, пение под живую музыку принесло победу вокальному дуэту из Благовещенска «Планета-2». Школьницы Алина Филинова и Полина Камчедалова выступили на конкурсе в сопровождении духового оркестра, чем сразу запомнились членам жюри. А на гала-концерте девушкам посчастливилось исполнить композицию «Мне приснился шум дождя» под аккомпанемент самого автора музыки Евгения Доги.

На сцене нашлось место не только лирике, но и жизнерадостному азарту. В преддверии грядущей сочинской олимпиады куда как кстати была песня «Герои спорта» в темпераментном исполнении благовещенца Ильи Литвинова. Еще одной изюминкой фестиваля стал «культурный обмен»: вокальный ансамбль из Китая на двух языках спел «Катюшу», а девочки из театра песни «ОКЦент» появились перед зрителями в образах маленьких китаянок.

- Когда китайцы исполнили «Катюшу», это было потрясающе здорово, - поделился впечатлениями Евгений Дога. - Они не только вспомнили классику! Здесь и другой нюанс внесен - ведь это процесс интеграции культуры.

Рассказать песню

Гала-концерт - яркий итог фестиваля. Но самое интересное происходило на мастер-классах и встречах с членами жюри. Именно там талантливые дети могли пообщаться с выдающимися музыкантами и педагогами, получить от них ценные советы. Так, Анатолий Кисляков превратил свой мастер-класс в настоящее практическое занятие.

- Давайте мы с вами не будем заниматься разговорами, а просто выучим одну песню, - начал урок Анатолий Львович. - Это песня Григория Гладкова «Коробка с карандашами», очень красочная и интересная, ее легко рассказывать.

Для начала педагог предложил юным вокалистам и их руководителям распеться по методике Свешникова, чтобы научиться контролировать дыхание и попадать в ноты «как стрелок в десятку». Затем, раздав партитуры, разложил песню по голосам, выбрал солистку, а сам встал за клавиши. И началась работа.

- Представьте, что у вас в руках коробка с карандашами и вы протягиваете ее кому-то, - наставлял ребят Анатолий Львович. - Виктор Сергеевич Попов, основатель Большого детского хора Гостелерадио СССР, никогда не разделял произведение на ноты, текст, образы. Он сразу занимался тем, что заложено в произведении - улавливал характер. Это гораздо интереснее.

Также Кисляков ответил на вопросы подкованных зрителей и поделился своими соображениями по поводу профессионального пения.

- Профессия музыканта плохо кормит, - предупредил педагог. - Ведь может случиться так, что в 20 лет голос уйдет. И какая у вас будет профессия? Поэтому мы ориентируем детей на то, чтобы они поступали в институт и получали какую-нибудь специальность, которая их будет кормить.

«Артист поет не для себя»

Мастер-класс Киры Чен стал своеобразным ликбезом для художественных руководителей, готовящих учеников к песенным конкурсам. Опираясь на свой профессиональный опыт, Кира Веньевна порекомендовала не злоупотреблять англоязычными песнями, не одевать детей во взрослые наряды и не пугать их строгим жюри. Пусть ребенок чувствует себя артистом не только во время пения, но и когда просто звучит музыка.

- Нужно избегать стандартных движений, заимствованных у взрослых, - отметила Кира Веньевна. - Хорошо, если эстрадный исполнитель занимается хореографией, это поможет ему лучше двигаться на сцене. Кстати, часто мальчики бывают более артистичны, чем девочки, потому что девочки, особенно в 12-13 лет, поглощены своей красотой. Мальчики не так думают о внешности, поэтому они больше в образе.

Главный редактор детского «Евровидения» посоветовала начинающим исполнителям побольше читать, развивать себя, чтобы сделать мир вокруг цветным и насыщенным. А еще - быть настоящими артистами, поющими не для себя, а для зрителей.

- Не надо копировать друг друга. и боже упаси вас копировать экран телевизора. В каждом артисте есть что-то индивидуальное, - подытожила Кира Веньевна.

Кстати, в трех участницах конкурса Чен уже разглядела неординарность и обещала порекомендовать талантливых девочек на детское «Евровидение».

Мастер за роялем

Настоящим подарком для участников фестиваля стала творческая встреча с композитором Евгением Догой. Автор знаменитого вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» рассказал ребятам о своем военном и послевоенном детстве и о том, как он стал профессиональным музыкантом. По словам композитора, так уж был изначально настроен его жизненный код: смастерив из телефонного провода приемник, он совершенно случайно услышал по радио объявление о наборе в кишиневское музыкальное училище. С этого все и началось, хотя писать музыку Дога начал еще в детстве.

- Во втором или третьем классе мне уже хотелось что-то придумывать, - поделился композитор. - Я ходил около духового оркестра и думал: вот бы что-нибудь придумать для этого оркестра, чтобы они играли, а все меня хвалили. И я кое-что придумал. Но как записать? И я изобрел свою систему - записывать линиями. А где-то лет десять назад увидел музыкальную программу - один к одному мое изобретение. Просто потрясающе! Ведь я был бы богаче Билла Гейтса.

Евгений Дога показал собравшимся документальный фильм о себе, подарил детской школе искусств свои музыкальные сочинения и, конечно, сыграл на рояле. А еще признался, что даже в консерватории невозможно узнать о музыке все.

- Вы будете всю жизнь учиться, потому что здесь, в школе, вам дают ключи к знаниям, - пояснил Евгений Дмитриевич. - Знаний всегда недостаточно, но, когда есть ключи, все время можно открывать этот ларец и пополнять его. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах