За прошлый - 2010 год - амурские стражи порядка приняли 192 тысячи обращений граждан. Почти половина из них (85,8 тысячи) – сообщения о преступлениях. В 2009 эти цифры были несколько ниже. Из 182 тысяч обращений криминальная информация была в 79 случаях. Причина роста числа заявлений, уверены стражи порядка, это открытость ведомства и незамедлительное реагирование. Плюс эффективность работы милиционеров.
В этом году амурчане темпов не снижают. За пять месяцев текущего года в органах внутренних дел уже зарегистрировали 80 тысяч с небольшим обращений. Более 34 тысяч сообщений о преступлениях.
- Остаток составляют сообщения об административных правонарушениях, повторные обращения граждан или других структур, например, сообщения, полученные от медиков скорой помощи, - объяснил заместитель начальника инспекции штаба УВД по Амурской области Николай Кузнецов.
Обратиться в органы внутренних дел можно с письменным заявлением или сообщить о преступлении по телефону. Есть возможность оставить информацию о происшествии и в электронном виде. При этом принять его обязаны вне зависимости от того, в какой форме оно представлено, а также где и когда произошло происшествие. Полнота сведений в этом случае также не имеет принципиального значения.
- В соответствии с приказом МВД России заявления и сообщения о происшествиях принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно. И не только лично от заявителя, но полученные нарочным способом (через курьера. – Прим. авт.), а также по почте, по телефону, телеграфу, факсимильной или другим видам связи, в том числе и через Интернет, - продолжает Кузнецов.
В электронном виде можно подать заявление, жалобу или предложение, разместив свое обращение на едином интернет-портале государственных услуг по адресу www.gosuslugi.ru или через электронную приемную областного управления МВД РФ на официальном сайте: http://www.amuruvd.ru/#!prie. Кстати, именно на этот адрес весной текущего года отправили сообщение о «заминировании» телевышки. К счастью, оно оказалось ложным, а личность шутника была позже установлена.
Кроме того, можно записаться на прием к руководителю органа внутренних дел и лично сообщить ему информацию. К примеру, двери главного амурского полицейского Николая Аксенова открыты для посетителей каждую субботу с 10 до 12 часов.
- Рабочие телефоны и график приема граждан руководством можно посмотреть на специальных информационных стендах, оборудованных в общедоступных местах рядом с дежурными частями районных или городских отделов внутренних дел, - разъяснил Николай Анатольевич.
В региональном управлении действует также телефон доверия. Набрав номера 59-41-95 или 59-40-20, можно оставить сообщение и о происшествии, и рассказать о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел.
Еще проще – набрать всем известный телефон 02. Для абонентов сотовых операторов «Мегафон» и «МТС» - 020. Тем, кто подключен к сетям «Билайн», необходимо набрать номер 002. Кстати, звонок с мобильника бесплатный.
Вообще, информацию о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел. Милиционер должен немедленно передать сообщение в дежурную часть для регистрации.
Дежурный, получив информацию, регистрирует ее в книге. Работа эта ведется круглосуточно. И обратиться можно в любую дежурную часть города, области или страны. Если сообщение поступило лично от заявителя, то сотрудники дежурной части после регистрации обязаны выдать специальный талон-уведомление. В нем указывается регистрационный номер заявления, данные принявшего его сотрудника. За получение этого талона подавший заявление человек расписывается и проставляет дату и время.
- Время и дата приема заявления важны, так как с этого момента начинается отсчет срока, установленного законодательством, на принятие решения о возбуждении уголовного или административного дела либо об отказе в возбуждении, - объяснил Николай Антольевич. - На принятие решения по преступлениям, имеющим явный криминальный характер (разбои, грабежи, кражи и другие. – Прим. авт.), дается трое суток.
Если для проверки информации необходимо проведение дополнительных мероприятий, то этот срок может продлиться до десяти суток. В исключительных случаях, когда необходимо проведение ревизии или бухгалтерской проверки, может уйти до месяца. При этом срок проверки продлевается с согласия прокуратуры. Итог сообщается заявителю. Решение можно обжаловать.
Важно также помнить, что отказать принять сообщение о преступлении милиционеры не имеют права. Это расценивается как уклонение от выполнения должностных обязанностей. Оспорить такой отказ можно через прокуратуру или суд.