Строительство жилых домов, как видится, вещь серьезная, дорогостоящая, и уже по определению - прибыльная. Опять же не обсуждается, что строить дома для людей должны профессионалы по строго утвержденному городскому плану, по строго утвержденному архитектурному проекту, по строго утвержденным строительным СНИПам и ГОСТам и прочими детскими площадками, как неотъемлемой атрибутики коммунального общежития. Так все должно быть, тогда есть с кого спросить за качество, за напор воды в кранах, за вывоз мусора со двора, за песочницы и качели, за качество жизни в отдельно взятой квартире.
Нелегалы
Если бы все это было так элементарно, то и говорить об этих банальных вещах было бы пустой тратой времени читателей и газетной площади. Все не так просто. В последнее время в Благовещенске просто валом ведется строительство трехэтажных домов так называемого гостиничного типа. Без ведома городских властей, без разрешения, вообще без ничего, что давало бы право на строительство.
- На сегодняшний день резко увеличилось количество случаев строительства физическими лицами многоквартирных трехэтажных жилых домов гостиничного типа, - докладывал буквально в минувший понедельник, 11 июля, исполняющему обязанности главы города Павлу Березовскому начальник управления архитектуры и градостроительства Владимир Крылов, - без соответствующего разрешения на строительство и с нарушением требований нормативных документов. Уже выявлено около пятидесяти таких объектов.
Как пятьдесят трехэтажных домов могли вдруг, из ниоткуда, появиться в городе – вопрос интересный. Как городские власти могли просмотреть этот незаконный бизнес – вопрос еще интереснее. Трехэтажный объект с несколькими десятками квартир – это не палатка в лесу. Согласитесь, как-то странно все это. Более чем странно. Впрочем, даже у такой странности есть объяснение.
Дырка в законе
Очевидно, что когда участки выделяются под индивидуальное жилье, владелец земли соответственно гарантирует построить дом для личного пользования. По существующему закону дом для личного пользования – это дом для одной семьи. И не более! Возводимые же трехэтажки, численностью до шестидесяти комнат, никак на индивидуальные не тянут, если, конечно, семья не планирует капитально поправить демографическую ситуацию в стране. Хотя это ближе к Книге рекордов Гиннесса, нежели к нашей ситуации. Опять-таки по закону к таким объектам не могут применяться нормативные правовые акты, включая и регистрацию прав собственности. По сути закона такая постройка должна быть снесена как не имеющая ни физического, ни морального, ни юридического права на существование.
Но постройки-то не сносят. А не сносят, потому как их все же регистрируют. Это может показаться смешным, но регистрируют тоже по закону. Легализация таких домов осуществляется на основании статьи 25.3 Федерального закона № 122, именуемого в народе как «дачная амнистия». Наряду с загородными дачами, построенными без разрешения, норма закона формально позволяет легализовать и городские индивидуальные дома. Абсурд, но это так. Схема проста, и механизм давно отработан. Построенный дом, согласно амнистии, регистрируется целиком как индивидуальный. Потом, в соответствии с нормами жилищного кодекса, производится раздел этого объекта по комнатам, и они продаются всем желающим. На финишном этапе, имея на руках свидетельство о праве собственности, счастливые граждане получают прописку по месту жительства.
Как видится, ситуация сложилась весьма интересная, когда по одному закону капитально строить частникам нельзя, а по другому – в конечном счете вроде как и не возбраняется. Нет, по большому счету закон против такой строительной вакханалии. С нарушителями ведутся разъяснительные беседы, что нехорошо делать то, что не хорошо. Нарушителей даже административно штрафуют, порой неоднократно. На нарушителей даже заводят дела, и решением суда категорически запрещают продолжать стройку…
А они строят, несмотря ни на что. Строят, потому что знают, в конечном счете они узаконят свое «индивидуальное» жилье на одну семью и осчастливят еще шестьдесят. Они строят, несмотря ни на что, потому что комнаты имеют стоимость ниже рыночной, а значит, их раскупят еще на стадии закладки фундамента. И народу совершенно не интересно, какой это фундамент, из чего сделаны стены и есть ли на всякий случай цемент между кирпичами.
В какую сторону качнется эта индивидуальная строительная ситуация в городе, покажет время, но, судя по всему, городские власти решили с ней покончить. Павел Березовский настоятельно порекомендовал всем структурам, так или иначе причастным к жизнеобеспечению жилых строений (тепло, свет, канализация), такие неправильные «гостиничные» дома ни к чему не подключат. Мало того, он намерен усилить прессинг на административном поле и неустанно готовить документы в суды. То, что уже построено, то построено, – заключил он, - но те стройки, что находятся в зачаточном состоянии, должны быть заморожены.