Таджик
Мусаяба довольно сносно говорит по-русски. Впрочем, ничего удивительного. Еще в 1995 году он приехал в Россию и с тех пор не выезжал ни разу. В 90-х на его земле шла гражданская война, горели дома, гибли люди, и он решил уехать. Многие тогда бежали из Таджикистана, кто от страха, кто от безнадеги и голода, сбежал от этой жизни и он. В Курган- Тюбе у Мусаябы остались родители, семь родных братьев да сестра. Было ему тогда 19 лет, а значит, самое время начинать строить жизнь. И не только свою. Мусаяба планировал перетащить в Россию всех родных.
- Приезжали потом ко мне и родители, и братья, - рассказывает герой-нелегал. - Мать с отцом четыре года прожили, а братья по несколько месяцев гостили, работали, и возвращались обратно. Потом опять приезжали и уезжали, сегодня, думаю, четверо из них где-то здесь. А я вот впервые еду домой.
За 16 лет, что Мусаяба провел в России, он сменил не меньше десятка городов. Жил в Красноярске, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Хабаровске... и Белогорске, где, собственно, и закончился его путь странника на чужбине. Вначале работал на рынке. Торговал чем придется, лишь спустя восемь лет сменил профессию торгаша на специалиста по «евроремонту».
- Когда на «дядю» работал, - признается, - мало платили, а то и вовсе обманывали. А бывало, ремонт в квартире знакомым делал - тогда хорошо получалось. Иногда деньги родителям высылал, но нечасто, самому нужно было на что-то жить.
Поштукатурив в якутском Алдане, Мусаяба решил переехать в Хабаровск, потом в Иркутск, но по пути застрял в Белогорске. Там встретил подругу, родилась дочка Сарбина, получили комнату в общежитии, и вроде как можно было дальше не маяться по необъятным просторам, но попал Мусаяба Ибрагим в поле зрения миграционных служб. Говорит, что давно потерял все документы. Так большинство нелегалов говорят. Хотя, может, и правда потерял. Для начала ему выписали штраф в две тысячи рублей и настоятельно порекомендовали покинуть страну. Да куда он поедет, здесь жена, хоть и гражданская, здесь дочка, которой всего год от роду. Он единственный кормилец. Куда и от кого уезжать? Чуть позже был еще один суд, вынесший решение о выдворении Мусаябы из России со штрафом в три тысячи.
Выдворение
В минувший вторник в Белогорск приехали крепкие ребята из отдела быстрого реагирования федеральной службы судебных приставов и доставили Мусаябу в Благовещенск. Далее - в аэропорт, и в сопровождении двух бойцов отдела вскоре нелегала доставят в Первопристольную. Там его передадут из рук в руки другим сотрудникам быстрого реагирования, которые довезут Мусаябу до Таджикистана.
Как встретит семья и Родина героя, неизвестно. Зато известно другое - выдворение таджика обойдется российской казне в 122 тысячи 600 рублей, причем ни о какой компенсации со стороны нелегала речи не идет. Как видится, такая бухгалтерия не очень правильная, вроде как звучат предложения о том, что штрафы для нелегалов нужно кратно увеличить, но пока так. Пока «мягкое» выдворение, равно как и «жесткая» депортация, ложится серьезной нагрузкой на государственный карман, читай - легальных налогоплательщиков. Нас с вами.
- Я скоро снова приеду в Белогорск, - уверенно говорит Мусаяба. - Выправлю все документы и приеду. Мог бы и здесь эти документы подделать, но хочу, чтобы все было по закону.
Теперь уже по российским законам он планирует зарегистрировать свой брак, получить гражданство и остаться жить здесь навсегда. Правда, все же волнуют его несколько моментов. Во-первых, он сбежал из страны, когда ему было 19 лет, а это призывной возраст. А во-вторых и - главных, обратно в Россию его могут не отпустить родители. Это ничего не значит, что ему уже 32 года. Как родители скажут, так он и поступит.
Нелегалы
По словам ведущего специалиста-эксперта Управления федеральной службы судебных приставов по Амурской области Ольги Войлошниковой, с начала 2012 года выдворено 15 человек. В основном это граждане Китая, но география нелегалов значительно шире. Одни признают вину и ведут себя тихо, другие, как товарищ из Азербайджана - просто по-хамски. Этого «товарища» уже прогоняли из страны. Он сменил фамилию, паспорт и вновь появился в России. «Прописался» южный гость в Сковородинском районе, успел обзавестись двумя женами, которые родили ему восемь детей, и даже посидел в тюрьме. Теперь его снова не рады видеть в России, но он клятвенно грозился, что обязательно приедет.
В июне месяце были выдворены четыре китайца, среди которых женщина. Гостей из Поднебесной миграционная служба «застукала» в селе Волкове. Причем женщина попыталась спрятаться от правосудия в рулоне полиэтиленовой пленки.
Она рассказала, что работает в министерстве сельского хозяйства города Хэйхэ и приехала заключать важные договоры на поставки, мол, уже не раз это делала и в чем проблема, не понимает. Ее нелегальные братья по разуму тоже пытались доказать, что они приличные люди и интересуются плодородием земель… На деле же двое из них работали в теплице, а третий подался в автосервис. все зарабатывали, причем неплохо.
Гражданина Украины тоже выдворили. Уже немолодой мужчина пытался выживать в Сковородинском районе, да получалось неважно. Хотел уехать, но потерял паспорт, да и денег не было…
Теперь особо буйным нелегалам путь в Россию будет закрыт как минимум лет на пять, а по Мусаябе суд принял довольно лояльное решение. Ему дорога назад не заказана, нужно лишь выправить все документы. Ну и спросить разрешение у отца с матерью.