Первые симптомы дефицита топлива на рынке уже проявились. В Приморье встали колом десятки бензоколонок, а в скором времени нехватку горючего могут ощутить и автомобилисты Приамурья. Во всяком случае, такой неутешительный прогноз дал представитель самой крупной сети АЗС в Приамурье.
Перспективы
Столь безрадостные перспективы в первую очередь вызваны растущим потреблением нефтепродуктов на Дальнем Востоке, во вторую - нехваткой мощностей по выпуску бензина. Весь дальневосточный регион, включая Амурскую область, потребляет 1,2 миллиона тонн бензина ежегодно, при этом два нефтеперерабатывающих завода - в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске - производят общими усилиями 0,8 миллиона тонн. Недостающую часть приходится завозить из других регионов России по железной дороге, и это обстоятельство, естественно, влияет и на цену, и на своевременное обеспечение местных АЗС. Мало того, мощности других регионов тоже небезграничны.
Несмотря на все меры по наращиванию объемов переработки сырья на НПЗ, решить вопросы по обеспечению региона топливом, увы, невозможно. Плюс ко всему низкая пропускная способность железной дороги не позволяет ни завезти большее количество сырья, ни отправить готовую продукцию потребителю. Кое-что к лучшему может измениться к 2014 году, когда по трубе ВСТО в полном объеме потечет нефть и ее не нужно будет везти по «железке». Однако, как было заявлено, и этот технологический прогресс, связанный с подключением заводов к трубе, особой погоды не сделает.
Дизель
И еще одна, мягко выражаясь, неприятность для автомобилистов - топливный рынок планирует серьезно качнуться от бензина в сторону дизельного топлива. Оказывается, производить бензин вообще невыгодно, на «октановых числах» НПЗ терпят одни убытки, и значит, с точки зрения рентабельности, это плохой бизнес. Другое дело - солярка, здесь доходы просчитываются хорошо, значит, на нее и нужно делать ставку.
Вот, собственно, и все «радостные» перспективы по поводу. Остается лишний раз пожать плечами, сопроводив жест недоумения невысказанной ненормативной лексикой. И по поводу наших запасов нефти - самых мощных в мире. И по поводу принципов чисто российского ценообразования, зачастую противоречащих логике здравого смысла и экономики. И по поводу стабильно низких народных зарплат, в которых все меньше остается рублей для бензобака. И по поводу цен на продукты питания, очень адекватно реагирующих на стоимость топлива. И, конечно же, по поводу бензиновых королей, терпящих колоссальные убытки ради нашего блага.