Год близится к концу, а намеченные работы не выполнены. Например, восьмиэтажный административный корпус площадью более двух тысяч квадратных метров, в котором должны разместиться дирекция, конференцзал и музей, планировалось сдать в ноябре, но стройка там еще в самом разгаре. Немало вопросов и претензий у полпреда возникло и по остальным объектам.
- Строительство ведется, но говорить о том, что оно ведется, как мы планировали, нельзя, - заявил Ишаев. - Мы предполагали, что в течение этого года освоим 18-20 миллиардов рублей, однако максимум успеем освоить семь. До сих пор не решен вопрос размещения здесь, на месте, дирекции по строительству, не решены вопросы выдачи разрешений на строительство, технического контроля за ходом работ. Много вопросов ценовых, поскольку проектные данные и данные экспертизы расходятся с реальностью. Считаю, что могли бы сделать и больше. Об этом доложу президенту.
Вообще, во время визита полпред побывал на пяти стройплощадках космодрома. В первую очередь - на стартовом комплексе ракеты-носителя «Союз-2». Сейчас он представляет собой огромный глубокий котлован, на дне которого под навесом трудятся несколько десятков рабочих, которые закладывают фундамент будущих блоков подачи кислорода-азота, сжатых газов, командного пункта и убежища, формируют и бетонируют газоходы. Строители настояли, чтобы Виктор Иванович спустился вниз и воочию убедился, что работа кипит.
- Если не посмотришь лично, то не поймешь масштаба, - пояснил начальник «Дальспецстроя» Юрий Хризман. - Работы идут на всех точках. До весны нужно вывести все эти здания на поверхность земли. Недавно наши инженеры побывали на Байконуре, посмотрели, что должно получиться в итоге. Так что представление, как строить, имеем.
Затем Ишаеву показали технический комплекс. Стройка тут началась в августе. Сейчас уже готовы фундаменты склада-блока и монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов. В первой декаде декабря обещают подготовить фундамент такого же корпуса для ракеты-носителя и трансбордерную галерею.
- Такую галерею мы впервые применяем на российском космодроме, - объяснили инженеры. - Это своего рода железнодорожный путь, по которому все изделия будут перемещаться на поворотных платформах, как корабли. А к январю приступим к монтажу каркасных металлоконструкций, начнем завозить сэндвич-панели отечественного производства.
Услышав это, Виктор Ишаев со знанием дела заметил:
- Раньше нашим никак не удавалось сделать сэндвич-панели хорошего качества. Помню, как с Борисом Николаевичем Ельциным, когда он возглавлял Госстрой, мы намучились в свое время. Приходилось закупать металлический лист у финнов. Это вам информация для расширения кругозора, - обратился полпред к подрядчику и добавил: - Может, наши и впрямь научились делать…
Инспектируя промбазу, куда в будущем будут приходить грузы со стройматериалами, глава Приамурья Олег Кожемяко, который сопровождал Ишаева, поинтересовался, здесь ли будут работать козловые краны, сделанные на предприятии в Новобурейском.
- А вы уже знаете? - удивился осведомленности губернатора Юрий Хризман. - Действительно, по результатам тендера, именно бурейские краны будут задействованы на разгрузке вагонов. Это довольно крупный заказ.
Далее Виктор Ишаев посетил жилой городок, который остался от базировавшейся тут когда-то ракетной дивизии. Бывшие солдатские казармы из кирпича сейчас обшивают сайдингом, приводят в порядок комнаты, меняют сантехнику. Здесь уже тепло и довольно уютно, есть все необходимое: гладильные, кухни и даже комната отдыха с шашками. Полпред поинтересовался условиями труда и проживания у отдыхавшего после смены рабочего.
- Я работаю плотником и бетонщиком на стройке. Три месяца здесь, месяц дома, - ответил Александр Вербовик из Архары. - Меня все устраивает: и зарплата, и условия. Главное, чтобы во всем был порядок.
Согласившись с рабочим, Ишаев отправился на совещание. Оно проходило в закрытом режиме.