Амурская область решила отказаться от всенародных выборов депутатов районных советов. Райсоветы будут формировать из главы и одного из депутатов от каждого поселения на территории. Новую систему депутаты регионального парламента 17 ноября утвердили в первом чтении. Подобные идеи обсуждают и ближайшие соседи Приамурья, в том числе и Хабаровский край. Между тем аналогичная система местного самоуправления с 2008 года работает в Белгородской области и, по словам местных чиновников, вполне себя оправдывает.
Прямые выборы на Белгородчине не в почете
В развитии Белгородской области местному самоуправлению отводится одна из главных ролей. Чтобы найти наиболее эффективную форму работы исполнительной и законодательной властей, в регионе провели реформу местного самоуправления. С 2008 года Белгородчина отказалась от прямых выборов как глав районов, так и представительных органов. Жители выбирают депутатов только городских и сельских поселений. В районный представительный орган входят глава и один из депутатов каждого села или города. Райсовет избирает председателя, он же становится главой района. После этого депутаты нанимают по контракту главу администрации района на конкурсной основе — сити-менеджера.
— Каждое поселение имеет равное представительство в своем районном органе: по два человека. Данная форма образования муниципального совета, на мой взгляд, является наиболее предпочтительной, поскольку избираются представители от поселений, где избиратель лучше знает своих депутатов. Эти депутаты могут более качественно представлять интересы жителей, — отметил зампред муниципального совета Грайворонского района Белгородской области Василий Гмыря.
Председатель районного совета работает на неоплачиваемой основе, зарплату он получает как глава муниципального образования. Кроме того, сократился и аппарат представительного органа — до одного специалиста. В итоге бюджет района стал гораздо меньше средств тратить на содержание депутатского корпуса.
При этом депутаты, как поясняют белгородские чиновники, обеспечивают постоянную связь жителей и власти. «Задача депутатов — всегда выступать постоянным, надежным посредником между избирателями и исполнительными органами власти, на которые ложится основная тяжесть по реализации всех программ, наказов, вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности на данной территории», — подчеркнул председатель комитета по законодательству и вопросам инновационной деятельности Белгородской областной думы Юрий Селиверстов.
Амурская область перенимает опыт
В новом году на подобную систему постепенно будут переходить и районы Приамурья. Села будут выбирать власть напрямую, а затем делегировать двух своих представителей в районный совет: главу и одного из народных избранников. Между тем главу района, который в Белгороде избирается исключительно из депутатского корпуса, амурчане смогут выбирать и на прямых выборах. Решение — вводить систему сити-менеджерства на районном уровне или нет — остается за территорией.
Сейчас в большинстве муниципальных образований Приамурья главу определяют на прямых выборах. Сити-менеджеры работают в Тындинском районе, Зее, Углегорске, также до этого года эта система действовала в Благовещенске. Причем в Тындинском районе нет и прямых выборов депутатов райсовета. Уже 11 лет территория живет точно по такой же схеме, которую ввела Белгородская область. В представительный орган входят двадцать глав поселений и двадцать депутатов сельсоветов. И эта система уже зарекомендовала себя, считает глава Тындинского района Тамара Лысакова.
— Присутствие глав поселений в составе райсовета позволяет вести диалог при принятии решения, так как они напрямую связаны с их деятельностью, тогда как депутаты сельского уровня (я думаю, что это не только у нас) не всегда разбираются в рассматриваемых вопросах, — пояснила она.
Еще один плюс такой системы — сокращение расходов на выборы представительного органа. Как рассказала замминистра внутренней и информационной политики Валентина Швец, на сегодняшний день затраты на организацию избирательной кампании составляют порядка 100 рублей на каждого избирателя в районе. В среднем выборы обходятся в 2 миллиона рублей. Кроме того, сэкономить бюджетные средства должно и сокращение числа председателей и депутатов, работающих на оплачиваемой основе. По данным амурского минфина, в 2013 году их содержание обошлось в 41 миллион рублей.
Законопроект, по которому Амурская область окончательно перейдет на новую систему формирования представительных органов в районах, должен быть принят до конца этого года. Сейчас депутаты регионального Заксобрания и члены правительства Приамурья готовят документ ко второму и окончательному чтению. Районы, в которых срок полномочий депутатских корпусов заканчивается в следующем году, будут собирать новые созывы уже без проведения прямых выборов.
МНЕНИЕ
Тамара Лысакова, глава Тындинского района:
— Муниципальное самоуправление, имеющие изначально низкую доходную базу, не обладает реальными финансовыми рычагами для самостоятельного определения пути развития. В этих условиях жители не могут, даже с помощью выборов, определить стратегию развития своей территории. В такой ситуации мы видим, что система профессионалов из народа как для представительной, так и для исполнительной властей не всегда работает. Опыт других регионов, мнения экспертов позволяют сделать выводы, что наем главы по контракту — действенная модель. По замыслу разработчиков закона контрактная система должна исключить политическую составляющую из управления хозяйством, устранить сосредоточенность власти в одних руках и повысить качество управления. Но при этом местные политики должны работать с населением, создавать благоприятные условия для развития бизнеса, притока инвестиций и так далее, а реализовывать эти планы должен нанятый профессионал. Основной довод в пользу этой системы, я считаю, — возможность более тщательного и серьезного отбора руководителя по профессиональным качествам, по опыту управления.