Под крылом пластилиновой вороны

Международный песенный фестиваль «Детство на Амуре» зажег новые таланты

Символом международного вокального фестиваля «Детство на Амуре» стала пластилиновая ворона - мультяшная птаха, героиня известной песни Григория Гладкова. И не случайно, ведь именно по инициативе детского композитора год назад конкурс начал свое существование. На Дальнем Востоке это событие уникальное, в чем уже во второй раз смогли убедиться благовещенцы в минувшие выходные. В этом году в конкурсе поучаствовали амурские и китайские вокалисты в возрасте от 7 до 16 лет. За выступлениями юных талантов и мастер-классами от звездного жюри понаблюдала корреспондент «МК на Амуре». 

Международный песенный фестиваль «Детство на Амуре» зажег новые таланты

Детский мир

По итогам заочного отбора 79 ребят прошли во второй тур фестиваля. Здесь начиналось самое главное - выступление перед искушенными членами жюри, за плечами которых десятки детских конкурсов и смотров. Одаренных исполнителей оценивали люди известные и опытные: композиторы Григорий Гладков и Евгений Дога, главный редактор детского «Евровидения» Кира Чен, художественный руководитель столичного Большого детского хора имени Виктора Попова Анатолий Кисляков. В оценке уровня фестиваля они оказались вполне единодушны.

- В этом конкурсе было два момента, которые отличали его от остальных, - выразила общее мнение членов жюри Кира Чен. - Первое - репертуар, который в основном был подобран очень удачно. Мало было песен не по возрасту, когда маленькие дети поют о неразделенной любви или об умерших рано мужьях. Дети должны петь песни, которые им наиболее понятны - о своем детском мире, о своих переживаниях. И второе - часть исполнителей пели под живой оркестр, и я очень бы вам советовала эту традицию продолжить.

Кстати, пение под живую музыку принесло победу вокальному дуэту из Благовещенска «Планета-2». Школьницы Алина Филинова и Полина Камчедалова выступили на конкурсе в сопровождении духового оркестра, чем сразу запомнились членам жюри. А на гала-концерте девушкам посчастливилось исполнить композицию «Мне приснился шум дождя» под аккомпанемент самого автора музыки Евгения Доги.

На сцене нашлось место не только лирике, но и жизнерадостному азарту. В преддверии грядущей сочинской олимпиады куда как кстати была песня «Герои спорта» в темпераментном исполнении благовещенца Ильи Литвинова. Еще одной изюминкой фестиваля стал «культурный обмен»: вокальный ансамбль из Китая на двух языках спел «Катюшу», а девочки из театра песни «ОКЦент» появились перед зрителями в образах маленьких китаянок.

- Когда китайцы исполнили «Катюшу», это было потрясающе здорово, - поделился впечатлениями Евгений Дога. - Они не только вспомнили классику! Здесь и другой нюанс внесен - ведь это процесс интеграции культуры.

Рассказать песню

Гала-концерт - яркий итог фестиваля. Но самое интересное происходило на мастер-классах и встречах с членами жюри. Именно там талантливые дети могли пообщаться с выдающимися музыкантами и педагогами, получить от них ценные советы. Так, Анатолий Кисляков превратил свой мастер-класс в настоящее практическое занятие.

- Давайте мы с вами не будем заниматься разговорами, а просто выучим одну песню, - начал урок Анатолий Львович. - Это песня Григория Гладкова «Коробка с карандашами», очень красочная и интересная, ее легко рассказывать.

Для начала педагог предложил юным вокалистам и их руководителям распеться по методике Свешникова, чтобы научиться контролировать дыхание и попадать в ноты «как стрелок в десятку». Затем, раздав партитуры, разложил песню по голосам, выбрал солистку, а сам встал за клавиши. И началась работа.

- Представьте, что у вас в руках коробка с карандашами и вы протягиваете ее кому-то, - наставлял ребят Анатолий Львович. - Виктор Сергеевич Попов, основатель Большого детского хора Гостелерадио СССР, никогда не разделял произведение на ноты, текст, образы. Он сразу занимался тем, что заложено в произведении - улавливал характер. Это гораздо интереснее.

Также Кисляков ответил на вопросы подкованных зрителей и поделился своими соображениями по поводу профессионального пения.

- Профессия музыканта плохо кормит, - предупредил педагог. - Ведь может случиться так, что в 20 лет голос уйдет. И какая у вас будет профессия? Поэтому мы ориентируем детей на то, чтобы они поступали в институт и получали какую-нибудь специальность, которая их будет кормить.

«Артист поет не для себя»

Мастер-класс Киры Чен стал своеобразным ликбезом для художественных руководителей, готовящих учеников к песенным конкурсам. Опираясь на свой профессиональный опыт, Кира Веньевна порекомендовала не злоупотреблять англоязычными песнями, не одевать детей во взрослые наряды и не пугать их строгим жюри. Пусть ребенок чувствует себя артистом не только во время пения, но и когда просто звучит музыка.

- Нужно избегать стандартных движений, заимствованных у взрослых, - отметила Кира Веньевна. - Хорошо, если эстрадный исполнитель занимается хореографией, это поможет ему лучше двигаться на сцене. Кстати, часто мальчики бывают более артистичны, чем девочки, потому что девочки, особенно в 12-13 лет, поглощены своей красотой. Мальчики не так думают о внешности, поэтому они больше в образе.

Главный редактор детского «Евровидения» посоветовала начинающим исполнителям побольше читать, развивать себя, чтобы сделать мир вокруг цветным и насыщенным. А еще - быть настоящими артистами, поющими не для себя, а для зрителей.

- Не надо копировать друг друга. и боже упаси вас копировать экран телевизора. В каждом артисте есть что-то индивидуальное, - подытожила Кира Веньевна.

Кстати, в трех участницах конкурса Чен уже разглядела неординарность и обещала порекомендовать талантливых девочек на детское «Евровидение».

Мастер за роялем

Настоящим подарком для участников фестиваля стала творческая встреча с композитором Евгением Догой. Автор знаменитого вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» рассказал ребятам о своем военном и послевоенном детстве и о том, как он стал профессиональным музыкантом. По словам композитора, так уж был изначально настроен его жизненный код: смастерив из телефонного провода приемник, он совершенно случайно услышал по радио объявление о наборе в кишиневское музыкальное училище. С этого все и началось, хотя писать музыку Дога начал еще в детстве.

- Во втором или третьем классе мне уже хотелось что-то придумывать, - поделился композитор. - Я ходил около духового оркестра и думал: вот бы что-нибудь придумать для этого оркестра, чтобы они играли, а все меня хвалили. И я кое-что придумал. Но как записать? И я изобрел свою систему - записывать линиями. А где-то лет десять назад увидел музыкальную программу - один к одному мое изобретение. Просто потрясающе! Ведь я был бы богаче Билла Гейтса.

Евгений Дога показал собравшимся документальный фильм о себе, подарил детской школе искусств свои музыкальные сочинения и, конечно, сыграл на рояле. А еще признался, что даже в консерватории невозможно узнать о музыке все.

- Вы будете всю жизнь учиться, потому что здесь, в школе, вам дают ключи к знаниям, - пояснил Евгений Дмитриевич. - Знаний всегда недостаточно, но, когда есть ключи, все время можно открывать этот ларец и пополнять его. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру