«Двух одинаковых вещей быть не должно»

Благовещенец Алексей Зимников мастерит серьги из когтей и лампы из водопроводных кранов

Премудрости кожевенного и кузнечного дела Алексей Зимников освоил еще 15 лет назад. С тех пор мастер пробует себя в разных стилях. Себя молодой человек называет самоучкой, хоть и признается, что в шестилетнем возрасте все-таки ходил в художественную школу. При этом в кругах дальневосточных хендмейдеров и других представителей неофициального искусства Алексей - фигура довольно известная. Ведь он и ролевик, и файерщик, и мастер по коже, металлу и кости. Этой осенью Алексей Зимников решил наконец выйти из сумрака - в Амурском областном доме народного творчества открылась его персональная выставка, на которую до 24 ноября еще может попасть любой желающий. О творчестве, вдохновении и самосовершенствовании с талантливым хендмейдером побеседовала корреспондент «МК на Амуре». 

Благовещенец Алексей Зимников мастерит серьги из когтей и лампы из водопроводных кранов

Все началось с ролевок

- Алексей, это твоя первая персональная выставка?

- Да, до этого я участвовал в нескольких совместных выставках с другими мастерами. Одна из самых запомнившихся - выставка современного искусства «Иди и смотри», на которой можно было увидеть работы молодых хендмейдеров. Там были карикатуры, различные фигурки, украшения, декоративное мыло, изделия из пластика, декупаж. Я выставил мелкие изделия из кожи, ножны, несколько щитов, сумок и женские украшения из натурального камня, костей.

- Как пришла мысль устроить собственную выставку?

- Дело в том, что в этом году мы отмечаем пятилетие нашего театра огня «Одержимые». Изначально я хотел сделать просто фотовыставку из жизни театра. Но потом подумал, что могу выставить и кое-что из своих изделий. Правда, до последнего боялся, что мне не хватит работ или они будут не так «смотрибельны» и качественны, как хотелось бы. А в планах на будущее - выставка изделий, изготовленных совместно с другими мастерами.

- Как давно ты занимаешься изготовлением декоративных вещей?

- Регулярно и всерьез - около десяти лет. Хотя отдельные предметы я стал мастерить довольно давно, когда мне было лет 12-13. По-настоящему все началось с ролевых игр. Когда побывал на них в первый раз, то увидел людей, хорошо подготовленных к ролевкам. У них были отличные доспехи, яркие костюмы, качественное снаряжение из кожи. Я в свои 16 загорелся этой атмосферой и понял, что хочу приезжать на ролевки не какой-то серой личностью или просто зрителем. В то же время, чтобы активно участвовать в играх, нужно было хорошо выглядеть. Денег на покупку дорогого снаряжения у меня не было, поэтому решил все делать своими руками. Уже на вторую игру я сделал себе кожаную сумку и ножны под кинжал. Потом вспомнил, что умею расшивать костюмы. Постепенно с заказами ко мне стали обращаться другие ролевики, за ними потянулись байкеры.

- Какие материалы ты обычно используешь?

- Все, что понравится глазу. В основном это кожа, металл, дерево, капы (древесные наросты), камни, кости, корни, разные ткани, цветное витражное стекло. Любые интересные находки приношу в мастерскую и складываю в коробки, а уже потом разбираюсь, что из них можно сделать.

- Какой фактуре отдаешь предпочтение?

- Больше всего я привык к коже, с ней работаю профессионально. В основном это коровья кожа - она более мягкая и гладкая. Но однажды мне довелось шить сумку даже из кожи крокодила. А для души люблю повозиться с каким-нибудь большим капом: постепенно убирается все лишнее, остаются только красивые древесные изгибы. На это уходит много времени. Например, у меня есть кап, который я обрабатываю уже два года. К тому же у нас в области деревья очень тонкие, поэтому на них наростов не очень много, каждый кап приходится подолгу выискивать.

- Ты применяешь много редких материалов. Где их находишь?

- Кожу мне часто приходится заказывать в Чите, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Звериные когти и кости дарят знакомые охотники. Капы часто привожу из Приморья. В принципе, из каждого путешествия возвращаюсь с каким-нибудь «уловом», нахожусь в постоянном поиске.

Придумать что-то новое

- Алексей, как рождается идея для создания той или иной вещи?

- Сначала я рисую на листе то, что хотел бы увидеть. Потом в дело идут газеты и ножницы - я создаю из газет выкройку и конструирую из нее вещь до тех пор, пока не пойму, что она мне нравится. Когда выкройка готова, я переношу ее на кожу и тогда уже за ночь могу сшить вещь. Сложнее всего придумать изделие и воссоздать его в выкройках, а сшить уже не проблема. Главное - придумать что-то новое, раскрыть изделие, подобрать для него особую цветовую гамму, чтобы узоры и рисунки не повторялись. Стараюсь каждый раз вносить какие-то нюансы - двух одинаковых вещей быть не должно.

- При работе с металлом используешь какое-нибудь специальное оборудование?

- Металлическое оружие делаю с помощью напильника, ножовки - обычных инструментов, с которыми умеет обращаться каждый мужчина. Тут как раз нет ничего сложного. Например, традиционную мужскую кольчугу при некоторой сноровке можно сплести за три недели.

- Алексей, в последнее время ты увлекся стилем стимпанк. Расскажи немного о нем.

- Этим направлением я заинтересовался в связи с ролевыми играми по постъядерному миру Fallout. Стилистика стимпанка связана с техническим прогрессом 19-го и начала 20-го веков. Мне все это очень понравилось визуально: много латуни, меди, шестеренок, светящихся элементов, ламп накаливания. Я начал искать работы других мастеров и поначалу просто пытался повторить их. В условиях нашего города это оказалось не так-то просто, некоторые запчасти практически невозможно найти. Например, для одного светильника я привез из Владивостока лампы, которые когда-то стояли на военном корабле. Они очень качественные, водонепроницаемые, сейчас такие нигде не достанешь.

- А как пришла идея шить такие повседневные аксессуары, как чехлы для ноутбуков или сотовых телефонов?

- Это вышло скорее случайно. Однажды меня попросили сшить женскую сумку. Когда я ее закончил, то решил попробовать сделать квадратную сумку - так и получился чехол для ноутбука. Потом постепенно люди стали заказывать у меня такие вещи. А специально для выставки я впервые сделал обложки для блокнотов и паспортов. Не думал, что они могут иметь такой успех. Оказалось, что людям нравится вносить подобные элементы в свою повседневную жизнь.

Для души, а не для коммерции

- Ты охотно делаешь вещи на заказ. Что обычно просят смастерить?

- Ко мне часто обращаются друзья-ролевики, я делаю им оружие и костюмы для турниров. Но в основном поступают заказы на кожаные изделия.

- Финансовая сторона вопроса важна для тебя?

- Нет, это не самое важное. Я работаю для души, а не для коммерции. Вещи часто раздариваю, поэтому пока я скорее в минусе.

- А много постоянных заказчиков?

- Не то чтобы много, но есть. Например, одна семья во Владивостоке. Я постоянно для них что-нибудь делаю - то сумки, то жилетки, то ремни. Каждый раз, когда еду в Приморье, обязательно им что-то везу.

- Делать для себя и делать для других - для тебя это разные истории?

- Когда я точно знаю, что вещь для себя, то могу делать неаккуратно. То есть я не буду выбирать идеальную кожу, пусть будет затертая - все равно она у меня затрется еще больше. Но бывает, что такая вещь «для себя» вдруг кому-то нравится, и тогда я дарю ее.

- Занимаясь промыслами так долго, ты, наверное, стал относиться к ним как к профессии?

- Нет, для меня это по-прежнему хобби, и я не хочу, чтобы оно перерастало в работу. Мастерю я в основном по ночам, в свободное время. Это приносит мне радость, удовольствие, отчуждение от окружающей действительности. Если превратить хобби в работу, оно может быстро надоесть.

«Огонь делает нас одержимыми»

- Алексей, ты руководишь театром огня «Одержимые». Как пришла идея создать профессиональный коллектив?

- Мы начали это дело вместе с актерами театра имени Васильевых, в котором я и сам играл. На разных фестивалях показывали свое мастерство владения холодным оружием. На один из байк-фестов приехал наш друг из Читы и показал, как можно работать с огнем. В Благовещенске это тогда было чем-то новым, и многие из нас увлеклись файер-шоу. Тогда руководитель ГДНТ Елена Масенко предложила нам сделать обширное выступление на новогоднем празднике. Мы согласились и за четыре месяца подготовили два больших номера с использованием различных фигур. После этого стало ясно: если хотим и дальше этим заниматься, надо работать более профессионально. Так мы зарегистрировались и стали театром огня. На сегодняшний момент нас 15 человек, много семейных, с детьми. Набор идет постоянно: если человеку по-настоящему интересно, он всегда может прийти и начать обучение.

- Что дает официальный статус?

- Прежде всего ответственность. Мы все серьезно относимся к нашему делу, тренируемся по четыре-пять раз в неделю. Я считаю, этим нужно заниматься либо профессионально, либо вообще за это не браться, чтобы не подвергать никого опасности. Поэтому как руководитель я довольно жесткий человек, не позволяю в коллективе бесшабашности и безалаберности. Конечно, мы можем иногда повеселиться на тренировках, но на выступлениях все должно быть серьезно. Огонь шуток не любит.

- Почему же тогда все-таки - «Одержимые»?

- Когда начинаешь работать с огнем, забываешь обо всем, словно попадаешь в какой-то дивный мир. Ты испытываешь непередаваемое чувство радости, наслаждаешься теплом, исходящим от пламени. Держать огонь в руках, работать с ним, чувствовать и слышать вибрацию воздуха от него - это все дает ощущение эйфории, делает нас одержимыми.

- А как насчет творческих планов?

- Наша давняя мечта - поставить настоящий спектакль по какому-нибудь произведению, но пока ограничиваемся отдельными театрализованными номерами. Для масштабного проекта нужен постоянный состав и высочайший уровень подготовки каждого актера. К тому же это потребует больших финансовых затрат на декорации, костюмы, реквизит и пиротехнику.

Тянет в дорогу

- На выставке представлены фотографии из твоего личного архива, сделанные во время разных поездок. Любишь путешествовать?

- Не могу долго сидеть на одном месте. Пребывание в одном городе три-четыре месяца начинает меня угнетать, хочется куда-нибудь уехать хотя бы на неделю, увидеть другую природу, пожить другой жизнью. Наверное, дело еще в том, что во мне есть малая толика цыганской крови - поэтому все время тянет в дорогу.

- Предпочитаешь путешествовать «дикарем»?

- Да, поэтому с нетерпением жду лета, когда можно отправиться в путь не на поезде или самолете, а на своих двоих или же на мотоцикле или машине. Когда едешь в поезде, то просто смотришь из окна, от тебя ничего не зависит. Если ты путешествуешь сам по себе, то всегда можешь остановиться и рассмотреть все поближе.

- Где ты уже успел побывать?

- Я объездил почти весь Дальний Восток: был в Приморье, на Камчатке и Сахалине. В Приморье запомнилась гора Фалаза, на вершине которой буддисты построили деревянную беседку для наблюдения за звездами. Было удивительно видеть там деревья, растущие прямо на камнях. Еще очень понравился пятидневный сплав с друзьями по Зее.

- Какое свое путешествие считаешь самым интересным?

- В 2007 году я добрался автостопом до Байкала, где проводился байк-фестиваль. Это был мой первый долгий маршрут - почти четыре тысячи километров. Обратно мы возвращались уже вместе с байкерами из Якутска, Томска и Благовещенска. Федеральная трасса тогда еще была недоделана, пришлось ехать по гравию. От Якутска до Благовещенска мы добрались за неделю. Побыли здесь четыре дня и с той же компанией сорвались во Владивосток, к тамошним байкерам, а оттуда - на озеро Хасан. Так я почти два месяца путешествовал, и это было великолепно.

- Куда еще планируешь поехать?

- Очень хочу побывать в Монголии, когда степь вся в цвету. У меня в детстве была красивая открытка, которая так и называлась - «Цветущая Монголия». А вообще поездки за границу особо не планирую, чужой климат пока не манит. Я еще и Россию-то не всю посмотрел. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру