Из класса — на плац

Все больше призывников получают воинскую специальность в школах ДОСААФ

Водитель категорий С, D и Е, механик-водитель бронированного тягача или даже автокрана — сегодня стать мастером в любой из этих профессий совершенно бесплатно может каждый амурский призывник. Для обучения в ДОСААФ достаточно лишь желания новобранца и договоренности с военкоматом. Незадолго до своего призыва ребята изучают в специализированных автошколах правила дорожного движения и приобретают практические навыки вождения тяжеловесных грузовиков. Еще на стадии подготовки армейская судьба таких призывников предрешена — служить они будут сообразно получаемой специальности. Большинству из них водительское удостоверение, полученное в ДОСААФ, пригодится и на «гражданке». Взять хотя бы зарплату водителя автокрана, которой позавидуют многие выпускники колледжей и даже вузов. В каких условиях сегодня обучают будущих срочников Восточного военного округа и чем живет региональное отделение ДОСААФ, выяснил «МК на Амуре». 

Все больше призывников получают воинскую специальность 
в школах ДОСААФ

Кузница военных кадров

Можно смело утверждать, что будущее российской армии куется в школах ДОСААФ. Именно здесь амурские призывники, еще будучи лицами гражданскими, проходят доармейскую подготовку. Как считают многие сотрудники военного ведомства, особую актуальность получение воинской специальности приобрело с сокращением срока службы с двух лет до года. Предполагается, что призывник должен поступить в распоряжение Минобороны уже опытным и в прямом смысле вооруженным самыми разными знаниями и умениями. Как раз в этом армии помогает благовещенская автошкола при ДОСААФ, одна из главных задач которой — обучение водительской специальности ребят, которые приходят сюда по направлению военкомата.

— В Российской армии состоят на вооружении большегрузные автомобили. Это КамАЗы, «Уралы» и им подобные. Управлять ими — совсем не легкое занятие, требует определенного опыта и водительской сноровки. Нельзя просто так, без всякого опыта сесть за руль такой серьезной машины, — говорит руководитель амурского регионального отделения ДОСААФ России Александр Боржко. — На водителя категории С нужно учиться около трех с половиной месяцев вместе с теорией и практикой. Юноши теперь служат всего год. Вот и представьте, сколько времени будет упущено, если призывник не будет обучен заранее?

Направление на учебу в автошколу может получить любой молодой человек, признанный годным к службе в армии. Единственное, что потребуется, это направление от военного комиссариата. Если человек приехал из другого города или района, ДОСААФ предоставит ему место в общежитии.

На любой вкус

В Амурской области к армейской службе готовят водителей категорий С (грузовой транспорт), D (автобусы) и Е (автомобили с прицепом). А вот водителей-машинистов автопневматических кранов готовят только в благовещенской школе ДОСААФ, причем здешняя база для подготовки по этой специальности уникальна не только для области, но и для всего Дальнего Востока. Что касается машинистов многоцелевых тягачей легкого бронирования (МТЛБ), то эту воинскую специальность у нас можно получить только в свободненской школе ДОСААФ.

Отечественный транспортер, кстати, машина очень серьезная, говорят военные. Несмотря на то что МТЛБ сконструировали еще в советские времена, он до сих пор не потерял актуальности и активно используется в армии в качестве артиллерийского тягача и для других стратегических целей.

Всего в системе амурского ДОСААФ две школы — в областном центре и Свободном. Отделения организации есть в Тынде, Зее, Райчихинске, Архаре, Тамбовке, Ивановке и Белогорске. Под крылом организации также работают спортивно-технические клубы в Белогорске, Благовещенске и Сковородине. В региональном отделении ДОСААФ найдется занятие для любой увлекающейся натуры. Как говорится, выбирай на вкус: можно заняться картингом, мотоциклами, авиамодельным спортом, а при желании и вовсе вступить в аэроклуб.

Главное — подготовка

Руководитель регионального отделения ДОСААФ Александр Боржко, что называется, тертый калач, знает, о чем говорит. Ветеран Афганистана, полковник, отслуживший в танковых войсках не один год, на счету которого, помимо всего прочего, более тысячи прыжков с парашютом — опыту этого человека можно верить. Вот и в своих суждениях и взглядах на текущую ситуацию в армии Александр Владимирович оказался прямой как стрела и витиевато изъясняться не стал.

— Вот сейчас срочная служба в армии сокращена до года. Это неоправданная популистская мера и самая настоящая, на мой взгляд, глупость. Что такое год? Что можно успеть за такое время? Непонятно, — сокрушается руководитель организации. — Я три года воевал в танковых войсках в Афгане, вроде бы опыта достаточно. А вот недавно залез в модернизированный танк Т-90… Только чтобы переучиться, потребуется два месяца. И это у меня высшее военное образование за плечами. А неподготовленный человек? Каково ему будет понять управление и устройство этой сложной машины? Именно поэтому техническая довоенная подготовка сейчас очень и очень важна!

Нужно заметить, что обучают воинским специальностям совершенно бесплатно. Так, если бы юноши получали эти знания и умения за свои кровные, то за категорию С им пришлось бы отдать около 25 тысяч рублей. А, к примеру, за обучение на водителя автопневматических кранов с них взяли бы 80 тысяч.

— Полученная военная профессия вполне может пригодиться и на «гражданке». Отслужить и пойти работать крановщиком — чем не работа? Сейчас дефицит таких специальностей, а спрос, напротив, большой. Одни стройки кругом, дома новые возводят. И платят, насколько я знаю, очень прилично, — делится соображениями Александр Владимирович. — Однако парни не спешат стать крановщиками. Чаще всего недоучиваются именно по этой специальности — бросают. Видимо, из-за того, что и срок обучения не маленький: от 4,5 месяца до полугода. Говорят, перед армией погулять охота… К сожалению, несознательные пошли ребята.

Кадеты тоже в строю

Кроме призывников при общественной организации обучаются и воспитанники Амурского кадетского корпуса. Причем сразу по двум направлениям — пилотирование знаменитых Ан-2, Як-52 и прыжки с парашютом. Лицензию на право ведения такой образовательной деятельности Амурский аэроклуб ДОСААФ получил чуть меньше трех лет назад.

Средства на эти цели выделяются из областного бюджета по линии регионального министерства образования и науки. Один из классов кадетского корпуса даже переоборудовали в учебный кабинет для теоретических занятий амурского аэроклуба. Кроме теории, у себя в корпусе мальчишки могут отработать и практику — парашютный тренажер здесь в наличии.

— Губернатор Олег Кожемяко решил развивать аэродромную сеть, совершенствовать профессиональные навыки наших авиационных специалистов, привлекать молодежь. Это очень правильное решение. Авиацию нужно омолаживать, — рассказывает начальник Амурского аэроклуба ДОСААФ России Евгений Песков. — И именно поэтому одно из наших главных направлений — подготовка летного состава и парашютистов-десантников из кадетских рядов. У нас уже есть выпускники. В прошлом году мы выпустили 20 пилотов и 250 парашютных специалистов, в этом году — уже на 50 парашютистов больше. В следующем запланирован стандартный набор: также 20 и 250, соответственно.

Кстати, Евгений Анатольевич тоже дока в своем деле — подполковник запаса, военный летчик первого класса, участник боевых действий в республике Афганистан, награжден орденом Красной Звезды. В том, что летное дело мальчишкам преподают настоящие мужчины, у которых есть чему поучиться, сомневаться не приходится. Важно, что кадеты, которые пройдут летную подготовку, будут иметь преимущество при поступлении в авиационный вуз — свидетельство об обучении будет весомым аргументом в их пользу.

Тренажер для пилота

Все необходимое для «небесных» занятий оборудование в Благовещенске есть. Благодаря областной субсидии аэроклуб смог хорошо укрепить материально-техническую базу.

— В 2011 и 2012 годах за счет выделенных средств удалось отремонтировать и ввести в эксплуатацию пять самолетов: четыре единицы Ан-2 и один Як-52. Парашютов тоже в достатке. Уточнять, сколько, не буду, ведь это все-таки стратегическое оснащение, давайте оставим это в тайне, — улыбается Евгений Песков.

Как мы смогли убедиться, теорию здесь изучают основательно. В программе аэродинамика, ознакомление с документами, регламентирующими полеты, самолетовождение и освоение конструкции летательных аппаратов. Практикуются кадеты на самом настоящем летном поле под Тамбовкой. Весь курс включает в себя 150 часов теоретической подготовки, 80 часов наземной подготовки и 42 часа летной практики с инструктором и без.

Евгений Анатольевич поделился с «МК на Амуре» свежими планами — в Амурском аэроклубе ДОСААФ кроме стандартных тренажеров для водителей авто вскоре должен появиться еще и тренажер для пилотов. Однако он будет не совсем обычным.

— Вообще-то тренажер часто стоит больше, чем иной самолет. Поэтому мы решили создать в стенах аэроклуба подобный своими силами. Есть настоящая кабина Як-52 со всеми приборами, мы оснастим ее мультимедийной системой, мониторами, на которых будут воспроизводиться любые летные ситуации, которые могут произойти. Кабина рассчитана на двоих человек — как раз на обучаемого и инструктора, — пояснил Евгений Песков.

Глядя на мониторы, будущие пилоты смогут отрабатывать не только взлет и посадку, но и нештатные ситуации на борту: пожар в самолете, отказ двигателей и так далее. Все это, по мнению опытного летчика, нужно сначала отпрактиковать на земле — все действия должны быть отточены до автоматизма, потому что в небе человек может просто запаниковать и наделать роковых ошибок. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру