Кризис
Бензиновый кризис пыльной бурей зашел со стороны Алтая еще в конце апреля. Потом в проблемных сводках появились Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Мурманск, Ярославль, Курск, Краснодар… Закрывались заправки, дорожал бензин, кипел возмущенный разум автовладельцев. Понятное дело, что гнев был направлен в сторону правительства, и правительство отреагировало. Как всегда оперативно, включив пятую передачу административного ресурса.
Прозвучала команда ФАС, и антимонопольщики сразу инициировали десятки разбирательств. Тут же подключилась Генпрокуратура и, заявив о ценовом сговоре, направила судебных приставов в ряд нефтяных компаний. Тем временем правительство усилило прессинг, повысив экспортную пошлину бензина на 44 процента, в надежде на то, что желающих покупать дорогое топливо за рубежом поуменьшится, и бензин рекой потечет на внутренний рынок. Мало того, нефтяников в принудительном порядке обязали работать по стахановски, наращивая количество баррелей на душу населения.
Меры оказались действенными, и кризис миновал. Кто бы сомневался, ведь впереди выборы и терять доверие у населения из-за прихоти нефтяников никак не можно.
Однако, как показало развитие событий, беспроигрышный сценарий, уже не единожды обкатанный нашим премьером Владимиром Путиным, на сей раз дал сбой. Не прошло и месяца, как ситуация повторилась один в один, лишь сменив дислокацию на просторах страны в сторону Приамурья.
Причины
Знать, причины лежат значительно глубже, и одними административными ресурсами их не исправить. Это очевидно. Это все равно, что пургеном лечить прстуду. Безусловно, одна из причин кризиса заключается в том, что началась посевная кампания, и вырос спрос на горюче-смазочные материалы. Этот дисбаланс, когда спрос превышает предложение, случается каждый год, но нынче весна особенная. Дело в том, что к февралю цены на нефть поднялись на треть, на нефтянку легли мощные налоги от добычи черного золота, и было ожидаемо, что бензин подорожает.
Нефтяники уж было хотели слегка подкорректировать ценники, но Путин им не разрешил. Почему премьер это сделал – вопрос к нему, но бензин стало производить не очень выгодно, а раз невыгодно, то нефтянка постаралась объемы сократить. Как это сделать, чтобы не вызвать справедливого гнева у правительства? Легко, закрыв несколько заводов на плановый ремонт или профилактику. Что, собственно, они и сделали.
В итоге получается, то, что получается. С одной стороны - производить бензин становится себе дороже, а значит, у отрасли нет ни стимула, ни денег для развития, но при этом она должна работать и обеспечивать все возрастающий автомобильный рынок. Смогут ли нефтяники удовлетворить эти запросы - большой вопрос. Точнее – больной вопрос, потому как за все постсоветское время у нас был построен только один крупный нефтеперерабатывающий завод. Впрочем, всегда остается другая сторона медали - мощный административный ресурс, который, несмотря ни на что, может в любой момент «простимулировать» нефтяников на ратный труд.
Увы, но все это означает лишь одно, что очередных бензиновых кризисов нам не избежать. А если учесть, что после успешных выборов у правительства не будет мощных стимулов давить на нефтяников, то нужно готовиться к новым ценам на заправках: 30, 35, 40… Или решать проблему по-взрослому.
Информация об обеспеченности бензином на АЗС в г. Благовещенске на 9 часов утра 16 мая 2011 года (по данным сайта правительства Амурской области).