Оседлать «водного коня»

Все больше амурчан получают удостоверение судоводителя

В последнее время в Приамурье появляется все больше желающих прокатиться по амурским водам на катере или моторной лодке. Но почему-то мысль о том, что для управления водным транспортом так же, как и для управления автомобилем, нужны права, посещает не каждого судоводителя. Многие бороздят водные просторы, не имея специального удостоверения. А ведь получить права не так уж трудно. Где можно поучиться управлению маломерным судном и какова в общем обстановка с «водными» нарушителями и водным транспортом в области на сегодня, узнавала наш корреспондент.
 

Все больше амурчан получают удостоверение судоводителя

Обучение

Будний день, шесть часов вечера, кабинеты благовещенского училища №4 давно опустели, в коридорах ни души. Но за одной из дверей учебного заведения все же не спокойно. Там в это время каждый день собираются благовещенцы, чтобы послушать очередную лекцию о том, как правильно управлять водным транспортом. Ученики разных возрастов и социальных статусов сидят за партами и делают записи в свои тетрадки, внимая каждому слову преподавателя.

Игорь Лукьянов уже несколько лет обучает жителей Благовещенска искусству управления маломерными судами. Как утверждает преподаватель со стажем, с каждым годом он наблюдает в своем кабинете все больше учеников. Причем не только мужского пола. И это, конечно, не может его не радовать. Сейчас желающих получить права на водный транспорт особенно много, такой ажиотаж связан с наступлением летнего сезона. Именно в этот период набираются самые многочисленные группы.

- Зимой, конечно, учеников не так много. Самый пик, когда в кабинете не остается ни одной пустой парты, это конец весны и лето, - рассказал Игорь Алексеевич. - В среднем в группе набирается до 30 человек. В зимний период это число сокращается раза в два. Ученики занимаются по стандартной московской программе, хотя свои дополнения я, как преподаватель, иногда вношу. Кстати, совсем скоро в училище появится тренажерная установка, что-то вроде электронного вождения, как при обучении на водительские права.

Это, к слову, не единственное сходство с системой обучения вождению автомобиля. Управление судном очень похоже на управление легковушкой, разве что у корабля нет указателей поворотов. Да и принцип сдачи экзаменов одинаков. Вначале будущий судоводитель сдает теоретическую и практическую части в училище, затем практически то же самое в Госинспекции маломерных судов. Пересдавать экзамен можно три раза. Четвертого шанса не будет, придется заново оплачивать обучение.

- Обучение в среднем занимает около двух месяцев, все зависит от того, какую категорию хочет получить ученик, - продолжил Лукьянов. - Чтобы научиться управлять только речным транспортом, потребуется 75 часов. Для обучения вождению и речного, и морского судна потребуется 98 часов. В основном люди выбирают обучение сразу по двум категориям. Убивают двух зайцев одним выстрелом, так сказать. Тем более сейчас очень часто благовещенцы ездят отдыхать во Владивосток. А там некоторые фирмы сдают катера в аренду, так что здесь нужно уметь управлять именно морским судном.

Экзамен

Возвращаясь к теме получения водительских прав, стоит сделать акцент на завершающий этап курсов вождения - экзамены. На выпускном испытании ученик сам выбирает, на каком транспорте он будет сдавать практическую часть. Это может быть катер, моторная лодка или гидроцикл. Что касается теоретической части, то экзаменуемому предлагают пройти электронный тест. В зависимости от категории необходимо ответить на восемь-двенадцать вопросов. Ошибиться можно лишь два раза, третий промах - уже пересдача. Хотя, по словам Игоря Лукьянова, такое случается крайне редко.

- После сдачи экзаменов в учебном заведении ученик получает удостоверение и идет к нам, - продолжает тему госинспектор ГИМС ГУ МЧС России по Амурской области Анжелика Малаховская. - Помимо удостоверения необходимы еще некоторые документы: паспорт и его ксерокопия, заявление, медицинская справка о допуске к управлению маломерным судном, две фотографии и квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей. Теорию можно сдавать каждый вторник в виде теста, а практическую часть каждую среду и четверг.

Кстати, Благовещенск не единственный город в области, где можно обучиться судовождению. Филиалы благовещенских учебных заведений есть в Зее, Тынде, Талакане, Февральске. А вообще, права нужны не всем «водителям» водного транспорта. Для управления судном, мощность двигателя которого не больше пяти лошадиных сил, они вообще не требуются.

Что касается судов с мощными моторами, то здесь водителю без прав никак не обойтись. Иначе нарушителя ждет наказание в виде штрафа в размере от пятисот до полутора тысяч рублей.

- Примерно двадцать процентов благовещенских судоводителей не имеют водительских прав. Оштрафовать мы можем не только за отсутствие удостоверения, но и за управление водным транспортом в состоянии алкогольного опьянения, за отсутствие техосмотра, вождение без спасательного жилета, нарушение правил движения и по ряду многих других причин, - рассказал госинспектор ГИМС ГУ МЧС России по Амурской области Денис Фемилетов. - К сожалению, штрафы не всегда останавливают судоводителя от совершения следующего нарушения.

Экономить на «водных» правах специалисты не советуют, как не советуют и нарушать правила водного движения. Например, если у человека отберут удостоверение судоводителя, то он не сможет управлять своим гидроциклом или катером три года. Отсутствие прав грозит арестом судна и штрафом.

Цены

Стоимость обучения везде разная, четкой и точной цифры нет. Например, в четвертом благовещенском училище научиться управлять судами можно за три с половиной тысячи. Это за одну категорию. Две категории - речной транспорт и морской - стоят четыре тысячи триста рублей.
Помимо этого, получить водные права можно еще в двух местах Благовещенска - в филиале МГУ имени Невельского и в ОСВОДе (что расшифровывается, как «общество спасения на воде»). Они устанавливают свою цену.

К слову о цене, стоимость самого транспортного средства не так уж и мала. Моторную лодку сейчас можно приобрести за 20-150 тысяч рублей, катер и гидроцикл стоят от 250 до 400 тысяч рублей. Это средние цены, конечно. Можно найти и более дорогостоящее транспортное средство стоимостью около миллиона рублей или, наоборот, приобрести китайский транспорт подешевле.

Также стоит учесть, что раз в год придется платить транспортный налог. Например, за гидроцикл мощностью двигателя до ста лошадиных сил нужно будет отдать по 75 рублей за одну силу, свыше ста - по 150 рублей. На яхты и другие парусно-моторные суда мощностью до ста лошадиных сил налог составляет 60, свыше ста - 120 рублей. Что касается катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, то здесь налог поменьше: до ста лошадиных сил - по 30 рублей, больше ста - по 60.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру