Память «на троечку»?

В Благовещенске установлен мемориал, вызвавший у амурчан упреки

01.11.2012 в 05:54, просмотров: 1071

30 октября в стране отмечался День памяти жертв политических репрессий. В Благовещенске к этому событию приурочили открытие памятника, созданного, по словам автора, для того чтобы напомнить жителям области о страшных моментах истории. Только вот авторский посыл общественность восприняла с трудом. После презентации на амурских интернет-форумах поднялся шум: одни говорят о том, что памятник отличает безвкусность, другие утверждают, что он небезопасен для горожан. Вызвала возмущение общественности и досадная орфографическая ошибка - прямо на гранитной плите.  

Память «на троечку»?

Необходимость увековечивания в областном центре памяти о жертвах политических репрессий объяснений не требует. В Приамурье попали под репрессии более ста тысяч человек, то есть в то время - каждый пятый житель. Появление такого мемориала общественность города восприняла с воодушевлением.

Однако не все ожидания этот памятник оправдал....

Представленная публике композиция состоит из пяти каменных плит, отшлифованных с одной стороны и сложенных наподобие поленьев в костре. Плиты обвиты железной конструкцией в виде колючей проволоки. В центре «костра» - белый цветок, почему-то пластиковый. Кстати, во время презентации памятника озвучили и его стоимость - три с половиной миллиона рублей.

- Это напоминает нам о страшных моментах нашей истории, - прокомментировала произведение член правления Амурского отделения Союза архитекторов России и автор проекта Елизавета Коваленко.

Однако амурское форумское сообщество нашло новый памятник не достойным отражением событий. Такой комментарий оставил один из пользователей сайта portamur.ru относительно торчащих во все стороны острых металлических штырей, символизирующих проволочные «колючки»:

«Считаю, что теперь нужно бояться не вандалов, оскверняющих памятники, а памятника, который может покалечить людей».

Помимо этого, пользователей сайта возмутила орфографическая ошибка, допущенная в тексте, выгравированном на одной из каменных плит: «На территории Амурской области располОгались БАМлаг и АМУРлаг - два крупнейших подразделения ГУЛАГа».

Не нужно быть филологом, чтобы заметить безграмотность создателей мемориала: правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- и -лож- изучают в пятом классе средней школы. Представители заказчика - управления культуры городской администрации - считают, что ошибку допустила фирма-подрядчик, изготовившая памятник. Впрочем, уже на следующий день ляп исправили.

По поводу художественной ценности мемориала у людей, разбирающихся в этом вопросе, мнения разделились. Так, преподаватели по специальностям «дизайн», «изобразительное искусство» и «декоративно-прикладное искусство» Амурского педагогического колледжа дали невысокую оценку новому памятнику:

- Тематика - напоминание о жертвах политических репрессий - должна, как говорится, бить прямо в лоб. А этот объект никаких ассоциаций не вызывает. Если бы я проходил мимо него, я бы возмутился, что в парке набросан строительный мусор, что-то разломано, - поделился мнением преподаватель живописи, композиции и рисунка Сергей Дроздов. - Моя оценка за такую работу - «три с минусом».

Немало вопросов у преподавателей вызвала и стоимость памятника. По словам художников, за три с половиной миллиона можно было бы создать более достойное произведение. По этому поводу высказался и благовещенский дизайнер Сергей Труш:

- Там что, каждая плита по 500 тысяч? Она и ста тысяч рублей не стоит, ведь на могилах люди тоже каменные постаменты ставят, неужто каждая из них под сто тысяч обходится?! - негодует Сергей.

А вот Александр Тихомиров считает:

- Метафора, которую пытался донести автор, мне понятна. Черные плиты - это обломки, возможно, обломки «метеорита», посреди которых белый цветок истины. Это символизирует завершение борьбы добра со злом. А зло - это геноцид собственного народа, - поделился мнением народный художник России.

По его словам, памятник отлично сочетается с двумя другими, находящимися в Сквере воинов-интернационалистов. К слову, то, что новая композиция подходит к своему «окружению», заметили и преподаватели колледжа. По их мнению, в ансамбле с серыми панельными домами и проходящей неподалеку «живописной» теплотрассой новый объект смотрится гармонично.