Болевые точки амурской медицины

Амурчане чаще всего жалуются на некачественную медпомощь и навязывание платных услуг

Свыше двух тысяч нарушений закона в сфере здравоохранения Амурской области выявили прокуроры за прошлый год — более тридцати из них связаны с незаконным предоставлением пациентам платных медицинских услуг. Отстаивая интересы амурчан, блюстители законности вынесли порядка 500 представлений. Эти цифры озвучил на «круглом столе» в четверг первый зампрокурора области Александр Щербаков. В дискуссии по вопросам защиты прав граждан в сфере здравоохранения приняли участие более 30 представителей общественных и правозащитных организаций, контролирующих органов и власти. 

Амурчане чаще всего жалуются на некачественную медпомощь и навязывание платных услуг

Как доложили прокуроры, жители области чаще всего жалуются на некачественное оказание медицинской помощи и необоснованность предоставления платных услуг, уже реже — на несвоевременное получение лекарств льготными категориями граждан. А среди многочисленных проблем амурского здравоохранения, которые рикошетом бьют по пациентам, остаются недостаточная материальная оснащенность больниц, старое медоборудование, нехватка врачебных кадров и среднего медицинского персонала. В сельской местности она начинает приобретать почти угрожающие масштабы. Если в городах Приамурья на 10 тысяч населения приходится в среднем 50 докторов, то в селах — всего 17.

Осенью прошлого года в прокуратуре области забили тревогу по поводу того, что один из разделов Территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению, утвержденной постановлением регионального правительства на 2013-й и два последующие года, ущемляет интересы амурчан.

— Финансовые затраты на бесплатную помощь населению были уменьшены в объемах по сравнению с базовой программой ОМС, принятой на федеральном уровне, — пояснила старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере Наталья Васильева.

А это значит, что меньшее число жителей области могло получить бесплатную медицинскую помощь. Прокуратура отстояла свою позицию в областном суде. Верховный суд РФ оставил это решение без изменения.

Число обращений в надзирающий орган в последнее время не снижается. «Не снижается и количество выявленных нарушений», — констатирует Александр Щербаков. Это и стало поводом провести «круглый стол», чтобы сообща обсудить беды медиков и пациентов. Не зря же говорится, что в спорах рождается истина.

Обращаются люди с проблемами и в амурский минздрав. За первый квартал этого года там получили более 400 обращений. Но далеко не все из них, по словам заместителя министра Натальи Климовой, имеют под собой основание.

— Из 434 обращений достоверными признано не более 25 процентов. Большинство же продиктовано субъективным отношением пациента и не учитывает объективную ситуацию, — утверждала Наталья Викторовна, подкрепляя свои доводы конкретными примерами. — Недавно к нам через администрацию Президента РФ поступило обращение от родителей двух малолетних детей с просьбой решить вопрос об организации лечения у них хронической патологии и помочь семье в погашении кредита. Когда мы провели проверку, оказалось, что оба ребенка не нуждаются в хирургическом вмешательстве. А их родители даже не обращались в органы здравоохранения за помощью. К сожалению, подобных моментов немало.

Летальность в пути

О том, какие проблемы от медицины в первую очередь волнуют жителей Приамурья старшего поколения, рассказала Елена Самбур, заместитель председателя комиссии общественной палаты области по социальной политике, здравоохранению, охране материнства и детства.

Уже на протяжении семи лет активисты амурского Союза пенсионеров России каждую весну отдыхают в пансионате «Приозерье» Тамбовского района — это порядка 90 человек из самых разных районов нашей области. И каждый год на площадке пансионата для них организуют встречу с представителями регионального минздрава. Если в прежние годы, по словам Елены Самбур, пенсионеры в основном жаловались на то, что не могут купить нужные лекарства по льготным рецептам, то сегодня больше вопросов возникает именно по организации оказания медицинских услуг.

Люди с определенным жизненным и профессиональным опытом не понимают: почему раньше они получали услуги рядом — в своем поселке или райцентре, а сегодня им надо ехать либо в Благовещенск, либо в объединенные территориальные медицинские центры? Неблизкая поездка туда и обратно отнимает у больных стариков много сил. К тому же еще приходится нести ощутимые для скромного пенсионного кошелька материальные затраты. В результате обследование обходится очень дорого.

— Жители Серышевского района жалуются: в Серышеве два года назад построили большой современный медицинский центр, а больных для оказания медицинской помощи везут в город Белогорск, — привела конкретные примеры Елена Петровна. — Почему? Для простых людей — потребителей медицинских услуг это не понятно. Или, например, больных из Бурейского, Михайловского районов везут в Райчихинск. В пути бывают несчастные случаи, которые заканчиваются летальным исходом. Казалось бы, оптимизация и реорганизация нашего здравоохранения преследует хорошую цель — сделать медицинскую помощь более качественной, а на деле получается таким вот образом.

Бесплатно ждать долго, за деньги — пожалуйста!

Вторая болевая точка, которая волнует жителей всех районов области и всех возрастов, но в большей степени, конечно, пожилых амурчан, — это сокращение бесплатных медицинских услуг, которые незаметно переходят в разряд платных. Взять тот же пансионат «Приозерье», где поправляют здоровье пожилые амурчане. Еще не так давно здесь было 10 бесплатных услуг для пациентов. Сначала их число сократили до восьми, потом до семи, а сегодня осталось всего пять!

— Или человек заболел, — продолжила общественница Самбур. — Да, возможно заболевание у него не остро проявляется, но чувствует себя плохо: надо делать УЗИ, другую диагностику. Ждать бесплатного обследования приходится иногда не 10-15 или 20 дней, как это предусматривается, а месяцами. Если за деньги — пожалуйста! Или взять такой вид обследований, как томография — люди у нас тоже читают, бывают в более передовых территориях нашей страны и знают, что КТ дает. А эту медицинскую услугу получить бесплатно пожилые люди у нас вообще не могут. Отдавать за одно обследование две с лишним тысячи, когда у тебя пенсия всего 12 тысяч рублей, конечно, накладно.

— К сожалению, у нас не для каждого гражданина существует работающий томограф. И нет возможности в любой момент, когда захочется узнать о состоянии своего здоровья, воспользоваться такой методикой бесплатно, — констатирует заместитель министра здравоохранения области Наталья Климова. — Существуют строгие показания для проведения экстренных обследований. Я не думаю, что в аудитории найдутся люди, которые приведут пример: такого-то человека в больнице бросили и при острой патологии никак не обследовали.

Наталья Викторовна подчеркнула, что томографы сегодня есть практически в каждой больнице, сосудистых и травматологических центрах. И все они загружены. Очередь при плановых обследованиях КТ будут в любом случае. Но если идет превышение срока ожидания более установленного территориальной программой, надо обращаться к главному врачу медучреждения либо в контролирующий орган, включая министерство здравоохранения области.

— Теперь что касается платного или бесплатного обследования. У нас существуют определенное количество обследований, которое специалист может провести на конкретном аппарате, в частности на КТ, — пояснила замминистра. — Все, что свыше этого количества, проводится платно по обоюдному согласию сотрудника с учетом технических возможностей аппаратуры. Предложение о проведении платного обследования может быть озвучено пациенту, и проводится только при его согласии. Врачи не пишут направлений на платное обследование.

«Да в вашем-то возрасте…»

Кроме организационных, лекарственных и кадровых проблем амурской медицины на встрече в прокуратуре заговорили и об этических. Наверное, самое обидное для человека, который много работал, растратив свое здоровье ради трудовых свершений, дожил до преклонных лет, а пришел за помощью к доктору, и вместо лечения или банального участия слышит от него равнодушное: «А что вы хотите, в вашем-то возрасте?!»

— Хочу жить по-человечески, ходить на своих ногах, внукам и правнукам помогать. Словом, жить нормальной жизнью, — ответила за всех амурских пенсионеров одна из представительниц общественности. Немолодая женщина обратилась к представителям министерства здравоохранения с просьбой: «Поговорите со своими специалистами: не надо нам такие фразы бросать».

— Нам известны факты некорректного обращения некоторых врачей с пациентами. Особенно часто такое встречается в сельской местности. При этом доктора, к сожалению, не получают сразу должного ответа от пациента за грубость, — признала заместитель министра. — Через какое-то время человек, который хочет свое достоинство сохранить, обращается в разные инстанции. Но документального подтверждения данного факта нет, поэтому его обращение не принимается к рассмотрению.

Наталья Климова вспомнила конкретный случай. Ей стало известно, что один из докторов вел себя некорректно с уже немолодой учительницей, долгие годы преподавшей в сельской школе историю. Обращался с ней на «ты», позволял колкости. Учительница все это молча снесла, а потом долго мучилась от душевных переживаний.

— Я спрашиваю: «Почему вы сразу же не сделали замечание этому доктору?». Если мы не будем требовать к себе уважения, соответственно не будет и результата. Большое количество обращений, который поступают сегодня от жителей области — даже те, которые касаются качества оказания медицинских услуг, на первый взгляд, — во многом обусловлены именно нарушениями этики и морали, — констатирует чиновник от медицины.

По сообщению сайта «Амурской правды»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру