Бьет рекорды по торговым площадям как областной центр, так и вся Амурская область. В некоторых территориях норматив по квадратам превышен в два раза.
— Для области норматив минимальной обеспеченности населения торговыми объектами составляет 412 квадратных метров. Фактически же он составляет 733 квадратных метра. Для Благовещенска этот показатель — 677 метров, а фактически на тысячу жителей приходится более 1300 квадратов, — рассказала АП начальник отдела потребительского рынка, лицензирования и декларирования областного министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Ольга Гноевенко.
К следующему году торговых площадей в амурской столице станет еще больше. Планируется к сдаче спортивно-развлекательный комплекс общей площадью почти 14 тыс. квадратов в районе автовокзала. Еще один крупный ТРЦ строится неподалеку — в районе центрального рынка. Комплекс, который сдадут к концу 2015 го, будет включать в себя торговую и развлекательную зоны, предприятия общественного питания и услуг. Торговые точки и зона развлечений займут 25 тысяч квадратных метров. Как пояснил учредитель компании-заказчика Сергей Щербаков, над концепцией центра работала одна из екатеринбургских консалтинговых компаний. Кроме того, как ожидается, еще порядка 30 000 новых квадратов для отдыха и покупок будут открыты для любителей шопинга уже в этом году.
По данным исследований общероссийского сервера недвижимости «Росриэлт», одна из основных причин роста рынка торговой недвижимости заключается в том, что торговый сегмент в России является самым быстроразвивающимся. На товары и услуги наши граждане тратят 60—70 % своего дохода. В Европе этот показатель не превышает 40 процентов.
— Открытие торговых центров говорит о том, что интересы населения больше связаны с этой сферой, — считает бизнес-консультант, доцент БГПУ Андрей Конюшок. — Поскольку средства в строительство ТРЦ вкладывает бизнес, расходы, по расчетам предпринимателей, окупаемы. К сожалению, это доказывает и то, что деньги не вкладываются в спорт, образование. Развитие бизнеса идет по тому пути, который считается наиболее успешным.
Несмотря на активное развитие торговли, Приамурью еще далеко до крупных ТРЦ в столице и на западе страны. Амурчане обделены в выборе федеральных брендов — они не спешат распространять свои сети на Дальний Восток. Главная причина этого: население амурской столицы слишком мало для того, чтобы здесь появились крупные игроки рынка.
— В Краснодаре, с которым принято сравнивать Благовещенск, торговые площади представлены федеральными марками. Поэтому там торговые центры такие, как за рубежом. Нам до этого далеко, — продолжает Андрей Алексеевич. — Крупные федеральные сети, такие как «Ашан», «Перекресток», «Пятерочка» в нашем городе не представлены. Им невыгодно приходить, так как у нас мало потребителей. Поэтому товар, представленный в торговых центрах Благовещенска, будет среднего качества, по цене, доступной большинству покупателей. Отрадно, что даже при низких доходах можно иметь неплохой выбор. В то же время ассортимент дорогих товаров будет ограничен. Строительство крупного торгового центра предполагает миллиардные вложения, которых у наших предпринимателей просто нет. Большая часть крупных центров, работающих в городе, заняли существующие здания.
Покупателей удерживают «якоря»
Тем не менее федеральные марки постепенно начали заходить и на амурский рынок. Компании, предлагающие электронику и бытовую технику в крупных центрах, — яркое тому подтверждение. Представители торговой отрасли в конкурентной борьбе выживают по разному. Часть расширяется и реконструирует торговые площади, некоторые вынуждены закрыться или перепрофилировать бизнес.
— Это неплохо, что торговых центров много, — считает Анатолий Телюк, генеральный директор ОАО «Амурская ярмарка», торгового комплекса с более чем 20 летней историей. — Хорошо, что нет дефицита товаров.
Стремясь привлечь покупателей на свою торговую площадку, центры устраивают яркие праздники, музыкальные программы и конкурсы. Новые ТРЦ стараются не отставать, предлагая потенциальным покупателям развлекательные программы, розыгрыши и всевозможные бонусы при совершении покупок. Серьезнее стали подходить предприниматели и к формированию имиджа.
— Особое внимание мы уделили подбору арендаторов, стараясь отдавать предпочтение новым компаниям, — отметил директор управляющей компании одного из крупных торговых центров амурской столицы.
Следуя концепции развития торговли в центре и крупных городах, внутри амурских ТРЦ тоже стали появляться так называемые якорные арендаторы — один или несколько крупных магазинов. Чаще всего «якоря» представляют из себя продовольственные гипермаркеты, расположенные на первом этаже здания. Магазины товаров для дома и ремонта тоже могут выступать в качестве «якорных», поддерживая постоянный интерес покупателей к торговой точке.
— Один из центров, который не так давно открылся в городе, похож на те, что встречаются в курортных городах Таиланда. Это говорит о том, что организации удается держать планку качества товаров для людей, которые могут позволить себе путешествие за границу, — полагает Андрей Конюшок.
На очереди — семейные мини-маркеты
Вместе с тем существуют вполне обоснованные опасения, что в тень крупных торговых центров попадут небольшие магазины. К маленьким торговым точкам за последние год-два заметно потеряли интерес не только покупатели, но и бизнесмены. Торговые помещения от 35 до 60 квадратов спросом среди предпринимателей пользуются редко.
— Если еще год назад небольшие торговые площади были востребованы, то сегодня на рынок пришли крупные компании, которым необходимы помещения от 100 до 400 квадратных метров, — проанализировали рынок в одном из агентств, которое специализируется на купле-продаже коммерческой недвижимости. — Маленькие магазинчики приобретают все реже. В то же время цены на такую недвижимость за последний год устоялись и продолжают держаться. Продавцы неохотно снижают стоимость.
Самые дорогие места — в центре города на первом этаже здания. Цена квадрата торговой площади держится в районе 200 тысяч. Второй и цокольный этажи можно найти вдвое дешевле. Небольшой магазин на 70 квадратов в спальном районе Благовещенска предлагают купить за семь-восемь миллионов рублей.
Между тем специалисты считают, что именно мини-маркеты, которые могут предлагать товары повседневной необходимости, вполне стоит развивать как новое для города направление бизнеса.
— Пришло время для появления так называемых квартальных магазинов, которые могут быть семейным бизнесом, — считает Андрей Конюшок. — Такие мини-маркеты смогли бы обеспечивать порядка 100 тысяч рублей дохода в месяц, при условии, что в них будет работать вся семья. Подобные семейные магазины есть на западе. Они расположены в шаговой доступности и рассчитаны на людей, у которых нет возможности ежедневно ездить в крупные торговые центры за покупками. При магазинах есть кофе-автоматы или кофейни, куда можно зайти утром перед работой. А в крупные центры люди выезжают в пятницу вечером и в выходные. В нашем городе, как и во многих других дальневосточных территориях, подобного опыта пока нет.
Сколько торговых площадей приходится на каждую тысячу жителей
Еврейская автономная область — 954,4 кв. м
Сахалинская область — 870,0 кв. м
Хабаровск — 850,5 кв. м
Владивосток — 703,6 кв. м
Благовещенск — 1326,8 кв. м
По данным официальных сайтов администрации Приморского, Хабаровского краев, Сахалинской области, Еврейской автономии, администрации Благовещенска.