Увлечение детства
С первого взгляда благовещенец Евгений Егоров больше напоминает ученого или заслуженного научного деятеля: тонкие благородные черты лица, аккуратно подстриженная интеллигентская бородка, вдумчивая речь, очки, которые все время так и норовят сползти на кончик носа. Однако натруженные руки и испачканная машинным маслом рабочая одежда выдают в нем человека мастерового.
Сегодня он слесарь-механик, владелец собственной автомастерской. И мастер, надо сказать, уважаемый. Если произошла действительно серьезная поломка, водители точно знают, что, если обратился к Егорову, работа будет сделана в срок, а машина после ремонта будет как новенькая. С разнообразной техникой и механизмами этот мужчина общается исключительно на «ты». По основной профессии — дипломированный газоэлектросварщик пятого разряда, в душе — заядлый судомоделист, отдавший любимому хобби большую часть жизни.
Интерес к технике у Егорова появился еще в раннем детстве. В два с половиной года на глаза пацаненку попались дедовы карманные часы, которые он тут же с удовольствием разобрал на составляющие. Когда маленькому Жене стукнуло четыре года, жертвой его любопытства пал редкий в те времена японский фотоаппарат. Камеру, конечно, было безмерно жаль — трофейная была вещица, дедушка принес аппарат с войны. Родители относились к его жажде познаний весьма спокойно и не особенно ругали мальца, а вот бабушке эмпирические искания внука явно пришлись не по нраву. Однако без тяги к технике толкового судомоделиста не получится. Когда Евгений учился в шестом классе, его способности были пущены в нужное русло.
— В судомодельный кружок на областной станции юных техников меня привел друг. Тогда мне было 12 лет. И, знаете, мне там сразу понравилось. До этого я чем только не увлекался, не знал, чем бы заняться: и на самбо пытался ходить, и на легкую атлетику. Пробовал себя. А вот моделизм увлек. Почувствовал — вот это мое, — вспоминает Евгений Егоров.
Чувства эти свежи и сейчас. Пожалуй, в этом смысле Евгений Геннадьевич счастливый человек: любимому хобби он может уделять время даже на работе. Прямо в автомастерской, когда выдается свободное время, он и создает свои элегантные быстроходные мини-катера.
Как сделать судно
Судомоделизм — дело кропотливое, требующее внимания и концентрации. На изготовление одной большой модели (1,2 метра) может уйти до десяти месяцев. Причем больше всего труда мастер вкладывает в изготовление корпуса лодки.

— Сначала делают болванку, или по-другому матрицу — точную копию корпуса, состоящую из двух половинок, которые составят верх и низ судна. То есть это своего рода оттиски будущей модели. Чтобы половинки корпуса не прилипали к болванке, ее стенки промазывают восковой полиролью. Затем на этот защитный слой выклеиваются лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидной смолой. Стеклоткань, это, знаете, такая белая материя с отблеском, ею еще трубы в подвалах укутывают. Распространенный материал, в любом строительном магазине его в достатке, — объясняет судомоделист, демонстрируя одну из своих лодочек. — Обклеивается от трех до семи слоев, в зависимости от изделия, его сложности. Слои высушиваются. В общем, принцип, как у техники папье-маше, только материалы другие.
Сердце будущей лодки — мотор — сейчас многие мастера собирают в основном из закупленных деталей. Удобнее всего, конечно, заказывать их в интернете. Например, мотор красно-желтой красавицы-лодки, с которой Евгений Геннадьевич занял второе место на недавнем дальневосточном чемпионате в Благовещенске, был заказан в Южной Корее. Опытный судомоделист признается, что южнокорейское качество его очень порадовало — раньше он заказывал детали из Китая. Тоже ничего, но корейцы — лучше.
— Начинку практически менять не приходится. Разделяю только аппаратурный отсек, делаю приспособления для крепления двигателя. Важнейшая часть — резонансная труба, при правильной настройке она прибавляет 25 процентов мощности. На конце трубы — небольшой глушитель. Моделюхи наши, честно говоря, очень громкие. Поэтому глушим. Но тут тоже важно не перестараться, иначе лодка потеряет в мощности, — со знанием дела добавляет мастер.
Конечно, сейчас изготовление модели стало делом менее хлопотным — можно купить любую часть уже готовой, даже корпус. Но будет ли интерес? Раньше все детали выполнялись моделистом вручную. Материалы в ход шли самые разные: миллиметровая фанера, тоненькие реечки, оргстекло, текстолит, латунь, бронза, все та же незаменимая эпоксидная смола и даже эбонит. Сплошное творчество — и только!
— Модели подразделяются на разные классы. Сейчас очень бегло объясню. Например, я работаю с радиоуправляемыми экземплярами на двигателях внутреннего сгорания. От 3,5 кубических метров, это самое маленькое судно — они работают на топливе в основе которого метиловый спирт. И радиоуправляемые модели покрупнее — до 35 кубических сантиметров, ходят на бензине. Я работал и с первыми, и со вторыми, — уточнил мастер. — Сейчас мало кто занимается такими крупными моделями. В Благовещенске нас трое, по области почти нет. Я имею в виду взрослых людей. Между собой мы очень давно дружим, держимся вместе, тренируемся тоже вместе.
Двигатели внутреннего сгорания, безусловно, очень мощны и дают лодкам возможность развивать скорость до 80 километров в час, выполняя при этом самые разные сложные маневры.
Есть и радиоуправляемые катера, и яхты, оснащенные электрическим двигателем, — прежде всего, их можно посоветовать в качестве первой модели начинающим, потому как их конструкция проще и они не требуют квалифицированной наладки, как лодки с ДВС.
Однако сложно сказать, дает ли преимущество мощный бензиновый мотор на соревнованиях или тренировочных заплывах.
— Сейчас школьники, например, сами практически не строят, в основном собирают готовые модели, магазинные. На электрических моторах. И носятся такие лодочки просто стремглав, скорость развивают порой даже выше бензиновых, — подмечает Евгений Геннадьевич. — А ведь на соревнованиях скорость — это главное. Дистанцию, ограниченную буйками, 120 метров на 20 метров, нужно пройти за 8 минут. И за это время нужно нагонять как можно больше кругов. Одновременно участвовать могут до шести человек.
В итоге получается такое своеобразное шоу, очень захватывающее — как «Формула-1», только на воде. Иногда случаются и аварии, не без этого. Лодки сталкиваются во время движения, переворачиваются. Или сигнал с пульта управления может потеряться, и суденышко застывает на волнах. Тогда «пострадавших» приходится вызволять на весельной лодке.
Интерес не угасает
И все-таки, по мнению мастера, пик популярности судо- и авиамодельного спорта в нашей стране пришелся на 70—80-е годы прошлого века. Тогда огромное множество мальчишек просто пропадали в мастерских — постоянно что-то вытачивали, склеивали, паяли.
— Надо сказать, что ребята и теперь продолжают заниматься, интерес к техническим видам спорта не угас. Хотя, конечно, уже не так много мальчишек увлечены. И много от чего это зависит. Во-первых, сейчас у ребят совсем другие увлечения и игры, все в основном за компьютерами. Гораздо проще включить какую-нибудь «стрелялку» и отвлечься, нежели тратить очень много сил и времени на создание модели. Это ведь кропотливый труд, — изложил свою точку зрения опытный судомоделист. — Во-вторых, талантливых и вдохновенных преподавателей сейчас очень мало. Раньше это было как-то распространено, чтобы трудовик в школе приобщал к техническим увлечениям. Теперь, мне кажется, ситуация изменилась. Хотя мастера своего дела еще остались у руля. И это очень радует! Например, меня учил Александр Николаевич Рак. Он тогда только выпустился из университета, сразу начал вести кружок на станции юных техников. Очень уважаемый человек, учитель трудов — он и сейчас работает в благовещенской школе № 16. Судит областные соревнования. Это мастер, который своим интересом к делу вдохновляет и ребят.

Кстати, еще один немаловажный фактор — финансовая сторона вопроса. Судомоделизм, по словам Евгения Геннадьевича, — занятие весьма затратное. Например, хороший «движок» может стоить 30—35 тысяч рублей, пульт радиоуправления (в зависимости от модели и количества каналов) — от 300 до 800 долларов. Помимо главных составляющих нужно покупать еще материалы для корпуса — одной эпоксидной смолы нужно закупить тысячи на полторы рублей. Плюс — метров десять стеклоткани. Последний пункт, к слову, наименее затратен — метр обойдется всего в 22 рубля.