Обитель памяти

Албазинский краеведческий музей отметил свое 40-летие

12 августа старейшему амурскому селу Албазино исполнилось 364 года. Именно в этих местах в 1650 году казаки во главе с Ерофеем Хабаровым основали легендарный острог, впоследствии ставший центром Албазинского воеводства. Сегодня на слуху у амурчан в основном трагические события, связанные с историей крепости, — такие как осада Албазина маньчжурами, закончившаяся поражением казаков. 

Албазинский краеведческий музей отметил свое 40-летие

Однако острог знал и мирные времена, когда вместо пушечных выстрелов здесь раздавались скрип гончарного круга и стук топора. После заключения в 1689 году Нерчинского договора русские были вынуждены покинуть эту землю — так история Албазина прервалась более чем на полтора столетия, чтобы вновь начаться уже в XIX веке. К слову, село пришлось восстанавливать с нуля, ведь все прежние постройки сгорели во время осады.

Сегодня о далекой истории первого амурского поселения можно судить по остаткам земляного вала, некогда окружавшего острог. Тут же установлен шестиметровый поклонный крест с надписью «Казакам-первопроходцам, чьими трудами здесь Россия». Неподалеку от него — могила, в которой покоятся 57 албазинцев, погибших во время осады крепости. А буквально в нескольких метрах от воображаемых стен легендарного острога, среди елей и сосен, расположился Албазинский краеведческий музей, в котором собрана вся история казачьего села.

«Албазинская мадонна»

В этом году Албазинскому мемориальному комплексу исполнилось 40 лет. Впрочем, идея создать здесь музей возникла гораздо раньше — еще в 1950-х годах прошлого века — благодаря школьной учительнице Агриппине Дорохиной. Первыми экспонатами коллекции стали зерна пшеницы и пушечное ядро, обнаруженные Агриппиной Николаевной и ее учениками во время высадки тополей. Долгое время артефакты хранились в школьном музее, но постепенно их становилось все больше: что-то находили увлеченные школьники, что-то приносили местные жители. Потребовалось отдельное помещение, и в 1966 году музею выделили место в здании сельсовета.

— Музей, как правило, не создается искусственно. Он — детище людей неординарных, талантливых, мыслящих неутилитарно. Таким человеком и была Агриппина Николаевна Дорохина. У нее было особое мировоззрение, и даже в далеком селе она мыслила, как государственный человек, — считает директор Амурского областного краеведческого музея Елена Пастухова. — Мне довелось встречаться с Агриппиной Николаевной. Она, конечно, была особенной женщиной: думающей, ищущей, не ограничивающей свою жизнь домом и огородом, умела заинтересовывать людей и объединять их вокруг важного дела.

Агриппина Дорохина (1911—2002) происходила из старинного албазинского рода Суриковых, прибывших на Амур вместе со знаменитым Муравьевским сплавом.

Историей родного села потомственная казачка интересовалась с детства, а позже, став учительницей, начала заниматься краеведением со своими учениками. В разные годы Агриппина Николаевна работала директором школы, воспитателем интерната, заведующей Домом культуры; и все это время вела летопись Албазина: составляла родословные, записывала воспоминания старожилов, собирала предметы прошлого. Удивительно, но даже в идеологические советские годы ей удавалось устраивать в селе традиционные славянские праздники — проводы зимы и Троицын день.

Конечно, открытие музея стало самым значительным делом Агриппины Дорохиной. К слову, сама она не считала себя основательницей, а скромно замечала, что это заслуга всего села. За эту скромность и подвижничество Агриппину Николаевну до сих пор называют Албазинской мадонной, а еще — матерью Терезой. В память о ней в Албазине уже несколько лет проходит краеведческая конференция «Дорохинские чтения», на которую съезжаются историки, филологи и музейные работники со всей области.

Острог в миниатюре

За 40 лет своего официального существования музей несколько раз менял адрес. Сейчас он располагается на улице Школьной в здании, построенном в 1989 году. В 2010 году, когда Албазинский мемориал стал филиалом Амурского областного краеведческого музея, здесь сделали капитальный ремонт, и неприметный кирпичный домик преобразился в настоящий бревенчатый терем. Теперь на его шпиле красуется двуглавый орел, а к северной части пристроена смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на окрестности. Новый облик приобрела и музейная экспозиция.

— Мы сразу понимали, что в центре должен быть Албазинский мемориал, поскольку именно история острога определила историю села, — поясняет Елена Пастухова.

Возникла идея создать некий пантеон, посвященный защитникам поселения. Поэтому в этом музее все неслучайно: по бокам установлены тыновые бревна, напоминающие об Албазинской крепости, а синий ковролин символизирует Амур. Общим фоном стала карта Албазина, нарисованная художницей Еленой Сотниковой, по которой можно рассказывать об истории Приамурья в целом.

Вещей, принадлежавших первым жителям острога, в музее действительно немало: есть здесь и нательные кресты, и берестяной туесок, и пороховница из коровьего рога, и кремневые ружья. В разные годы эти артефакты были найдены археологами на раскопках Албазинской крепости. Кстати, некоторые из них вернулись в Амурскую область лишь в прошлом году, а до этого хранились у новосибирских ученых, исследовавших исторический памятник в 1970-х. Также среди старинных экспонатов можно увидеть и главные реликвии Албазина — печать Албазинского воеводства с символами государственной власти и икону Албазинской Божьей матери. Правда, и то и другое — лишь копии, подлинники же находятся в Эрмитаже и кафедральном соборе Благовещенска соответственно.

Чтобы посетителям было легче вообразить, как выглядел острог в разные годы, в музее представлено два деревянных макета. Первый воспроизводит вид Албазина в 1682—1685 годах: по периметру высятся крепостные башни, внутри — солидные постройки, в том числе церковь. Как известно, этот острог в 1685 году сожгли маньчжуры и казакам пришлось отступить в Нерчинск. Но через год албазинцы вернулись и построили новую крепость, на этот раз окружив стену высоким земляным рвом. Макет этого острога образца 1686—1689 годов выглядит куда аскетичнее: здесь уже нет башен, зато имеются специальные площадки для пушек. Однако, несмотря на все фортификационные ухищрения, и эта крепость не выдержала осады, и история Албазина прервалась на долгие годы.

До и после Советов

Но вот в середине XIX века русские снова пришли на Амур — началась новая эпоха освоения Приамурья. Этот славный период связан, прежде всего, с именем графа Николая Муравьева-Амурского, вернувшего России левый берег пограничной реки. Для охраны рубежей на месте легендарного острога вновь появилось село, а первыми жителями стали казаки, пришедшие с Шилки и Амура. Кроме пограничной службы они занялись благоустройством дорог, строительством мостов и заготовкой леса.

О быстром развитии села можно судить по многочисленным фотографиям и документам, представленным в экспозиции. Так, в 1858 году в Албазине появилась добротная Троицкая церковь, а к 1891 году здесь были уже два храма, двухклассная школа, почтово-телеграфная контора, станичное правление, магазин, 101 дом и несколько торговых лавок. Со старых фотокарточек смотрят щеголеватый директор паровой мельницы, извозчик, маленькие казачата, строгие модницы. В качестве примеров того, как албазинки следили за собой, на витринах лежат изящные дамские штучки: пряжки для пояса, кольца, монисто и даже флакончик от московских духов. Среди мужских атрибутов — традиционные казачьи шашки, штыки, украшения для сбруи и папахи.

Но вот следующие стенды: Первая мировая и почти сразу — революция. Содержание документов меняется стремительно: вот казачий круг признает власть Советов, а вот уже в Благовещенск входят отряды белогвардейцев и японцев, и начинается гражданская война. Многие казаки уходят в подполье и эмигрируют, другие остаются на родине и пытаются жить по новым правилам. Увы, удается это не многим: на стене — длинный список репрессированных албазинцев, а рядом — фотографии расстрелянных потомственных казаков: мельника Черных, охотника Щербакова, ветфельдшера Сенотрусова… Говорят, в те годы арестовывали даже за то, что в доме хранилось оружие, а куда в тайге без ружья? Вот и попадал в черные списки чуть ли не каждый второй албазинец.

Что ценно, музей не дает своих оценок неоднозначной сталинской эпохи. 1930-е здесь представлены по-разному: напротив снимков раскулаченных и репрессированных висят фотографии как будто совсем из другого времени — счастливые селяне собирают урожай, а вот молодцеватые пограничники на лыжах выходят в наряд. И почти не верится, что на самом деле эти две жизни шли параллельно в одном небольшом селе, где все друг друга знали и были почти родственниками.

Советскую историю продолжает экспозиция, посвященная Великой отечественной войне: здесь и фотографии албазинских героев, и солдатская форма, и немецкие трофеи, и награды ветеранов. Но вот военные атрибуты сменяются безделушками из мирного времени — швейной машинкой, патефоном, керамическими статуэтками. Фотографии на стенах становятся цветными, сюжеты — сегодняшними, из XVII века мы вновь попадаем в третье тысячелетие.

Музей завтра

Всего в Албазинском музее хранится около десяти тысяч экспонатов. В 1995 году на территории мемориала появился этнографический комплекс «Казачья изба с подворьем», включающий амбар, кузницу, баньку по-черному и некоторые другие постройки образца XIX — начала XX века. К слову, со всем этим немаленьким хозяйством справляются всего три человека: заведующая Вера Андреева, смотритель и рабочий. Возможно, скоро у них прибавится работы, ведь музейщики планируют очередную модернизацию мемориала.

Среди перспективных идей — пристройка двух помещений, в которых поместятся фондохранилище и гостиничный комплекс для туристов. Также есть задумка сделать смотровую площадку в виде струга (плоскодонного судна), с которого будет открываться вид на Амур. Наиболее заманчивый проект — воссоздание самого легендарного острога. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру