Прикоснуться к культуре

Незрячие амурчане на ощупь читают Акунина и знакомятся с достопримечательностями по барельефам

«Хотя мне исполнилось семь лет, в школу бабушка решила меня пока не отдавать. Читать, писать печатными буквами и считать до двенадцати я умел и так, а рисковать моей жизнью ради арифметики и прописных букв бабушка считала лишним», — благовещенка Вера Щекина вслух читает отрывок из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Ее голос звучит ровно и уверенно, книга лежит на коленях, но женщина не смотрит туда, а лишь быстро водит пальцами по пустым страницам. Со стороны это похоже на фокус: совершенно белые листы без единой буквы в руках Веры Сергеевны превращаются в художественный текст. 

Незрячие амурчане на ощупь читают Акунина и знакомятся с достопримечательностями по барельефам

Но для самой читательницы тут нет никаких чудес: она — инвалид по зрению и давно привыкла воспринимать книги на ощупь или на слух. За такой особенной литературой женщина почти каждый день приходит в областную библиотеку для незрячих и слабовидящих, которая этой осенью отмечает свое 50-летие. Сегодня услугами специальной библиотеки пользуются более тысячи амурчан, 250 из них — благовещенцы. Несмотря на проблемы со зрением, некоторые, как Вера Щекина, предпочитают самостоятельно приходить за книгами, остальным литературу привозят на дом. Для читателей из районов работает заочный абонемент, который обеспечивает доставку книг в любой уголок Приамурья. Также у библиотеки есть свои маленькие филиалы в 24 муниципальных читальнях области и в четырех городах — Свободном, Шимановске, Белогорске и Завитинске.

Большую часть библиотечного фонда составляют проверенные временем книги с так называемым рельефно-точечным шрифтом. Именно они производят впечатление таинственных фолиантов с пустыми страницами, но, если приглядеться, можно различить на белом картоне крохотные выпуклые точки. Это и есть знаменитый шрифт Брайля, которым пользуются слепые во всем мире.

— Луи Брайль, живший в XIX веке, в три года потерял зрение, поранившись об инструменты отца-шорника. В 10 лет он поступил в школу для незрячих детей, где обучали читать по системе Гаюи, то есть с помощью выпуклого шрифта — унциала. Но этот способ не позволял читать быстро, и Брайль решил придумать что-то более совершенное. Так и появилась его собственная азбука, но, кроме того, он изобрел еще и нотную грамоту для слепых, потому что сам очень любил музыку, — начинает экскурсию директор областной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих Наталья Ланкина.

Шрифт Брайля прост как все гениальное. В его основе — традиционное шеститочие, напоминающее тиснение на игральных костях или домино. Различные комбинации точек складываются в буквы, цифры, знаки препинания и другие символы, в том числе физико-химические величины. Кстати, в этой универсальности и заключается главное преимущество шрифта Брайля, ведь рельефно-точечное письмо помогает слепым людям быть грамотными и разбираться в сложных формулах с иксами, игреками и числами «Пи».

Благодаря развитой тактильной чувствительности незрячий человек без труда распознает буквы в россыпях выпуклых точек. К тому же их размер и частота печати подогнаны таким образом, что под указательный палец читателя попадает сразу весь символ — это делает скорость чтения такой же высокой, как и у обычных людей.

Однако помимо стандартного алфавита Брайля незрячим людям приходится запоминать и его зеркальное отражение, чтобы самим писать тексты. Делать это им приходится справа налево, выдавливая буквы специальным грифелем, чтобы потом, перевернув листок, получить точечный рельеф.

— Для этого существует специальный прибор для письма, состоящий из двух пластин, — рассказывает Наталья Алексеевна, демонстрируя металлический планшет. — На нижней пластине расположены вдавленные шеститочия, на верхней — прямоугольные окошечки. Между ними помещают лист плотного картона и с помощью грифеля через окошечки выдавливают буквы справа налево.

Бестселлеры по Брайлю

Но вот сердце библиотеки — книжные стеллажи. Прежде всего, в глаза бросается, что почти все произведения представлены в нескольких томах, причем каждый хоть и не тяжелый, но довольно объемный. К примеру, та же повесть «Похороните меня за плинтусом», уместившаяся меньше чем в 300 страниц обычной книжицы, здесь распалась на три увесистых фолианта. Еще одна особенность книг для слепых — безликие белые обложки, которые по понятным причинам не отличаются ни стильным дизайном, ни яркой графикой. Зато своим содержимым библиотечные полки почти ничем не уступают книжным магазинам. Кроме специальной литературы и художественной классики тут без проблем можно отыскать новинки Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Виктора Пелевина, Захара Прилепина и многих других современных писателей. На одной из полок даже обнаружился роман российского филолога Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», признанный лучшим отечественным романом нулевых по версии «Русского Букера».

— Мы регулярно пополняем наш библиотечный фонд, заказываем все новые книги, которые сейчас выходят. На эти цели нам ежегодно выделяет средства областное министерство культуры и архивного дела, поэтому в основном все заказы читателей мы выполняем, — поясняет Наталья Ланкина. — Но если человек не может найти у нас нужную ему книгу, мы прибегаем к услугам межбиблиотечного абонемента — обращаемся к нашим коллегам из других городов и просим их на время выслать нам необходимую книгу.

По словам библиотекарей, читатели нередко обращаются с просьбой подыскать им рельефно-графические пособия, по которым можно научиться предметно-пространственной ориентировке.

— Для того чтобы незрячие люди могли комфортно себя чувствовать в незнакомой обстановке, существуют специальные пособия, снабженные подробными рельефными схемами. Например, к нам как-то пришел незрячий человек и рассказал, что вскоре ему предстоит впервые лететь на самолете. Ему хотелось понимать, что представляет из себя салон, как там все расположено, где находится трап, и пособие ему в этом очень помогло, — вспоминает Наталья Алексеевна. — Также есть множество руководств для тех, кто хочет заниматься прикладным творчеством: лепкой, рисованием, шитьем. В таких пособиях представлены выпуклые изображения разных объектов — животных, цветов или игрушек.

Есть в библиотеке и книги для самых маленьких — их учреждение получает по программе благотворительного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». На радость малышам страницы сказок наполнены не только объемными рисунками, но и приятными на ощупь деталями. Чего стоят одни только бархатистые спинки зайцев, полиэтиленовые крылья стрекоз или мягкая борода доктора Айболита. К слову, есть тут и музыкальные сказки, а также популярные книги-панорамы, из которых вырастают леса и замки.

«Говорящее» чтиво

Кроме традиционных бумажных книг в амурской библиотеке для незрячих и слабовидящих есть и их более современные аналоги — так называемые «говорящие» книги. Но если несколько лет назад все они были записаны на магнитную пленку, сегодня на смену кассетам пришли флеш-карты и диски.

— Главное преимущество флеш-карты в том, что на нее может быть записано сразу несколько книг. С кассетами все наоборот: одно произведение может занимать несколько кассет. Есть еще цифровые накопители с коллекциями книг, на каждом их больше тысячи, — перечисляет директор библиотеки. — У каждого незрячего или слабовидящего есть специальное тифлооборудование для воспроизведения «говорящих» книг. Самые современные флеш-плееры легко умещаются в ладони, воспроизводят текст приятным голосом, к тому же у них есть дополнительная функция радио. Эти устройства люди получают через министерство социальной защиты населения по индивидуальной программе реабилитации инвалидов. Но и у нас есть свой прокатный фонд тифлооборудования.

Кроме электронных устройств для чтения «говорящих» книг в арсенале библиотеки имеются и другие технические средства, созданные специально для людей с нарушениями зрения. Одно из них — телевизионно-увеличивающее устройство, с помощью которого можно не только изменить масштаб текста или изображения, но и установить режим «светлым по темному», необходимый людям с симптомами светобоязни.

Для незрячих в одном из кабинетов установлена читающая машина, для управления которой необходимо всего десять клавиш. Работает это устройство как обычный сканер, подключенный к компьютеру, но вдобавок к распознаванию текста еще и воспроизводит его вслух. Впрочем, обычным компьютером постоянные посетители библиотеки тоже умеют пользоваться.

— Многие наши читатели уверенно чувствуют себя за компьютером благодаря специальной программе Jaws, которая озвучивает информацию, отображаемую на экране, — поясняет Наталья Ланкина. — Что касается набора текста вслепую, они делают это так быстро, что я за ними угнаться не могу. Есть также незрячие читатели, которые без проблем пользуются айфонами.

Краеведение для незрячих

Особая гордость библиотеки — собственные историко-культурные проекты. Вот уже пять лет книги здесь не только выдают, но и печатают.

— Первый проект мы сделали в 2009 году совместно с новосибирской и хабаровской библиотеками для незрячих и слабовидящих. Это был альбом «Благовещенск. Харбин. Православные храмы» о дальневосточных церквях, так или иначе связанных с именем Николая Угодника. Рельефно-точечный шрифт там был нанесен прямо на фотографии, а сами тексты сопровождались рельефными изображениями храмов и икон, — рассказывает Наталья Алексеевна.

Следом за православным альбомом вышла книга «Прикоснись к красоте родного города», представленная в трех форматах: альбом с рельефными изображениями и фотографиями, проспект с текстом и CD-диск.

— Здесь есть схемы всех амурских памятников федерального значения: Албазинского острога, мемориала в честь заключения Айгунского договора, краеведческого музея и многих других, — продолжает Наталья Ланкина, перелистывая страницы красивого альбома. — Планы зданий выполнены рельефным тиснением, так что незрячие читатели могут представить себе внутреннюю планировку помещений, а также тактильно ощутить все мельчайшие декоративные элементы фасада. Есть тут и схемы, указывающие место памятников в городской среде. Некоторые чертежи для этого издания сделали специалисты Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области.

Еще один библиотечный проект — «Молчаливые свидетели истории» — посвящен монументальной и исторической скульптуре Приамурья. Изюминкой этого издания стало необычное приложение — восемь небольших барельефных изображений, среди которых памятник Муравьеву-Амурскому, бюст Святителя Иннокентия, монумент на площади Победы и Триумфальная арка. Благодаря этим объемным миниатюрам, изготовленным студентами-дизайнерами АмГУ, незрячие амурчане теперь могут представить, как выглядят визитные карточки нашего региона. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру