Наличные нужды

В Приамурье расцветает микрофинансирование

«Займ за 15 минут», «Приезжай и забирай свои деньги», «Чем у кого-то занимать, лучше к нам прийти и взять» - эти и другие заманчивые слоганы организаций, специализирующихся на микрофинансировании, привлекают амурчан в торговых центрах и магазинах уже третий год. А что? Захватил с собой документы, 15 минут - и деньги твои, даже официально трудоустроенным быть не обязательно. Вероятность того, что по заявке на заем будет принято положительное решение, очень высока. С 2010 года количество точек и фирм, занимающихся выдачей микрозаймов в области, растет как на дрожжах. Услугами финансовых «помогаек» воспользовались уже тысячи амурчан. Корреспондент «МК на Амуре» решила узнать о тонкостях работы этих фирм, а также о том, кто и на какие цели берет экспресс-займы. 

В Приамурье расцветает микрофинансирование

Прямо здесь и сейчас

Первые офисы фирм, занимающихся предоставлением займов, появились в Приамурье два года назад, и сейчас число всевозможных точек выдачи «нала» разрослось почти до шестидесяти. Стремительно увеличивается и количество желающих воспользоваться услугами этих организаций.

- Первые месяцы работы в Благовещенске у нас было совсем немного клиентов, буквально единицы. Но сейчас люди больше не боятся обращаться в подобные организации, и за полтора года нашими услугами воспользовалось около 10 тысяч амурчан, - объясняет заместитель директора одной из фирм-заемщиков Татьяна Козуб.

Сейчас в Благовещенске ведут свой бизнес девять подобных компаний. Условия у них очень похожи: клиенту оформляют заем примерно под два процента от суммы в день. В месяц получается 60, а в год уже 730 процентов. То есть если взять, к примеру, заем на 10 тысяч, то за 365 дней набежит уже 83 тысячи. Но такие займы предоставляются не более чем на месяц. Они рассчитаны на те случаи, когда деньги нужны прямо сейчас, чтобы, как говорится, «перехватить» до зарплаты.

Для получения займа нужны два документа. Один из них паспорт, а вторым может быть «загранник», водительские права, военный билет, страховое свидетельство и так далее. Возрастные ограничения у каждой фирмы свои. Как правило, получить деньги на время могут лица от 18 до 70 лет. Заявка рассматривается в течение 15 минут. За это время так называемая служба безопасности проверяет данные: наличие просрочек по кредитам, достоверность места работы, адрес проживания и прочее.

- Мы стараемся предоставлять займы работающим гражданам. Хотя есть фирмы, для которых это не принципиально, - продолжает Козуб. - Самые частые наши клиенты - это люди с зарплатой 13 тысяч и ниже. Чаще всего берут деньги холостые мужчины младше 25 и женщины лет 30 с двумя и более детьми.

Мужчины, по словам сотрудников «денежных» фирм, чаще берут наличные на расходы, связанные с автомобилем: на ремонт в случае ДТП или на сезонную «переобувку». А женщины занимают на лечение ребенка или на подготовку к школе. Общие причины, которые указывают амурчане в заявлениях для получения денег в долг: оплата услуг ЖКХ и кредитов.

Переплата до зарплаты

40-летняя заведующая производством в кафе Наталья Былинко не так давно взяла свой первый микро-займ. Посоветовала воспользоваться такой услугой ее подруга.

- Моей дочке-студентке срочно понадобились деньги на учебу. Нужно было не так уж и много - две тысячи рублей, но и этих денег у меня не было, - вспоминает Наталья. - Зарплату, как всегда, задерживали. Просить у друзей и родственников я не люблю. Тем более сумма не очень большая, неудобно как-то… В общем, я решилась и взяла заем на пять дней. Переплатила 195 рублей. Я считаю, что занимать деньги в таких фирмах даже удобно, но только если берешь небольшую сумму на короткий срок.

Но не всегда бывает все так гладко, как в случае с Натальей Генриховной. Часто люди не рассчитывают силы и, даже если взяли совсем небольшую сумму до зарплаты, все равно не могут расплатиться с долгом месяцами.

Мария Павлова уже полтора года работает специалистом по операционно-кассовой работе в организации микрофинансирования. Ее задача - сидеть в фирменном киоске, принимать заявки на заем, разговаривать с клиентами.

- Есть у нас один таксист, он несколько месяцев назад взял заем на пять тысяч рублей и до сих пор никак его не может выплатить, - рассказывает Павлова. - Приходит каждые 10 дней, отдает только проценты, и все. Он уже выложил денег в несколько раз больше, чем сама сумма займа. И таких примеров очень много. Но это хорошо, когда люди вообще приходят, проценты платят. Ведь есть такие, что пропали, и все.

Для таких «особых» клиентов есть специальная «служба авторизации» или менеджеры по экономической безопасности - специалисты, которые ищут «загулявших» клиентов, встречаются с ними и проводят беседы о том, что плохо не возвращать долги. Но это крайняя мера, сначала таких недобросовестных клиентов атакуют звонками.

- У нас штраф за просрочку - 300 рублей, плюс проценты каждый день, в других фирмах и 500 рублей берут. Бывает, что люди сами звонят и объясняют ситуацию, мол, зарплату задерживают, давайте я пока проценты оплачу, а все остальное, когда деньги появятся, - продолжает Павлова. - В таком случае администратор звонит в бухгалтерию и проверяет, действительно ли в этой организации тянут с выплатой заработной платы.

Если у клиента есть уважительная причина, то начисление процентов могут приостановить. Но это делается только в том случае, если заемщик сам выходит на связь и объясняет причину.

По словам Марии, есть у них в фирме и такие клиенты, которые давно уже «подсели» на микрозаймы. Берут они деньги практически каждый месяц. Одной из таких вечных заемщиц стала 38-летняя благовещенка Александра Резаева, мама троих детей. Она работает в кондитерском цеху фасовщицей.

- Я с мужем развелась, воспитываю детей одна. Он помогает от случая к случаю, денег совсем не хватает, - признается Александра. - Мама моя в деревне живет, пенсия мизерная. А у друзей уже просить стыдно. Не оформлять же в банках кредиты каждый месяц! Вот я и решила попробовать микрозаймы. Беру где-то пять-шесть тысяч на неделю, бывает больше. Мне, как постоянному клиенту, уже скидку на процентную ставку сделали - 1,5 процента. Да, переплачиваю, конечно, но зато не нужно никого просить.

Впечатления от встречи

В первую очередь, когда специалисты по операционно-кассовой работе устраиваются в эти финансовые организации, их учат, как распознать мошенников. Ведь сведений о себе клиенты таких фирм оставляют крайне мало, а в некоторых конторах для оформления заявки даже не требуется паспорт. Для начала, такая деталь: заведомо проблемные клиенты на вопрос о работе начинают увиливать и что-то невнятно объяснять.

- Мы не сотрудничаем с людьми, работающими вахтовым методом, с теми, кто недавно устроился на работу, стараемся не связываться с «ипэшниками». Еще есть табу на любых сотрудников одной из сетей дискаунтеров Благовещенска, так как там большая кадровая текучка, - признается Павлова.

Кроме того, мошенники часто выдают себя, если они не оставляют телефонных номеров своих родственников, а только друзей или коллег. Но зачастую жулики очень тщательно готовятся к такой операции.

- Меня настораживает, если все идеально, - говорит Мария. - Клиенты указывают контакты доверенных лиц, и, когда им звонят, они сразу берут трубку и в один голос твердят: «Ой, он такой надежный, хороший человек!» Еще подозрительно, если оставляют мобильный номер с работы. Как правило, в надежных организациях есть и стационарные телефоны. Бывает, с просроченным паспортом приходят, это мы тоже проверяем.

Заявку, оставленную клиентом, сотрудник сопровождает, так сказать, личными ощущениями от встречи. Все подозрительные «минусы» он заносит в графу «комментарии». Здесь работник описывает свое впечатление от желающего получить заем. Нередко там бывают и весьма забавные выводы, например: «пришел с перегаром», «мутный какой-то», «забыл, где работает».

- Случай был со мной такой... Наш пункт располагался в торговом центре рядом с детскими автомобильчиками, издающими характерные звуки. Все мои коллеги знали об этом, и, созваниваясь со мной, по этим звукам сразу определяли, что я на рабочем месте. Так вот, как-то приходит парень, пять тысяч хотел взять. По анкете все идеально, зарплата хорошая. Наш администратор немедленно проверяет информацию, звонит начальнику этого клиента. Тот взял трубку, и администратору стал слышен наш «родной» грохот от машинок! То есть этот якобы «начальник» стоял где-то поблизости от моего столика. Даже на улицу выйти не удосужился! Совсем обнаглели. Конечно, никаких денег мы им не дали.

«Уже пришел, уже принес!»

Но когда клиенты совсем пропадают с деньгами, то дело рассматривается в суде.

- За полтора года нами подано около 50 исков в суд. Это крайняя мера, мы стараемся этого не допускать, - объясняет Татьяна Козуб. Но, по ее словам, именно эта мера позволяет вернуть деньги от недобросовестных клиентов. Некоторые погашают долги добровольно в течение судебного процесса, а некоторые расстаются с наличкой исключительно в принудительном порядке - с их доходов высчитывают энные суммы по судебному решению.

Вот уже больше года сотрудники этой организации пытаются выйти на одного заемщика, уроженца Кавказа. Он являлся постоянным клиентом фирмы, а в один прекрасный момент взял 20 тысяч займа и пропал. Сейчас его долг составляет около 120 тысяч рублей.

- У нас один товарищ, - вспоминает Мария Павлова, - 10 тысяч взял и долгое время приходил, проценты гасил. А потом узнал, что мы можем обменять паспорт, который он оставил в залог, на другой документ, забрал его, и - все. Суда он боится, поэтому номер телефона не меняет, не скрывается, с нашими менеджерами общается. Но денег не несет! Ему звонят с разборками, а он: «Я уже подхожу к вашему офису, все, дверь открываю!» И тишина. Все время обещает, обещает… У него сверх той суммы, которую он уже отдал, накопилось 47 тысяч. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру