В конце октября жительницу поселка Новобурейский Александру Вшивцеву с больной шестилетней дочерью Валерией госпитализировали в инфекционное отделение ЦРБ Бурейского района. Женщина пробыла с малышкой в больнице десять дней и, по ее словам, обнаружила там множество неприятных сюрпризов.
- Мы уже лежали в этой больнице - дочь болела три года назад. По существу, бытовые условия особенно не изменились - как были плохими, так ими и остались. Рамы на окнах трухлявые, старые, с огромными щелями. И хоть их и затыкали обильно ватой, но все равно рамы пропускают холод, в палате было, мягко говоря, не жарко, - рассказала Александра Вшивцева. - От сквозняка оконная занавеска колыхалась. Местный плотник говорил, что даже прикасаться к окнам боится - рассохшиеся рамы вот-вот рассыплются. На мой взгляд, все, что изменилось за эти три года, так это то, что вставили межкомнатные двери в туалетных комнатах да местами окрасили сколы на стенах и потолках. В туалетных комнатах на потолке грибок от сырости...
К слову, в туалетных комнатах появилось еще одно новшество, которое неприятно поразило Александру: там теперь нет ванн и горячего водоснабжения. Остались только умывальники с холодной водой и унитазы. И это при том, что для обитателей инфекционки соблюдение личной гигиены - непременное условие выздоровления.
- В палатах были только умывальники с проточной холодной водой. Я попросила родственников принести нам из дома электрочайник и купала ребенка совдеповским способом - в тазике, - подытожила женщина.
Стандартное одноэтажное здание инфекционки располагается за главным корпусом ЦРБ. По периметру всей крыши - плотный ряд довольно крупных сосулек. В том числе и аккурат над входом. Внутри больницы бедненько, но чисто. Палаты и коридоры выдраены. А вот окна в плачевном состоянии: огромные щели законопачены порыжевшей ватой, краска на рамах облупилась. Горячей воды и ванн действительно нет. В отделении установлен водонагреватель - по желанию пациента ему могут выдать горячей воды, сколько нужно, и тазик. Остальное, как говорится, дело сноровки.
Воздух в некоторых палатах очень влажный и сырой - тянет из подвала, который постоянно затапливает водой. Пожалуй, это одна из главных проблем инфекционки. Об этом рассказала бывший начальник хозяйственного отдела ЦРБ Валентина Грачева, проработавшая в этой должности около тринадцати лет.
- Ванны демонтировали еще два года назад, потому что они были уже совершенно непригодны для использования - трубы проржавели, прогнили. Подвал постоянно топило и топит. Там тоже трубы прогнили напрочь. Так что смысла в этих ваннах особо-то и не было, кстати, по СанПиНу, в инфекционном отделении ванны стоять не должны, - утверждает Валентина Васильевна. - И мы просто убрали их. Хотели поставить поддоны, но сначала надо заменить трубы на современные пластиковые. Это замкнутый круг. Мы просчитывали смету на ремонт подвала, замену канализационной системы - выходит более миллиона. Таких денег просто не было.
Нынешний завхоз больницы Юрий Корабельников согласен с коллегой. Сейчас все надежды на ремонт, который проводится в подвале, говорит он:
- Сегодня уже отремонтирован вход, все приямки. Теперь поднимаем уровень пола - отсыпаем щебнем пол в подвальном помещении. Может быть, его перестанет подтапливать. Если этого не произойдет, то ближе к теплу, наверное, будем копать ров-водоотвод где-нибудь позади больницы. Чтобы подземные воды скапливались там. Это, конечно, большая проблема. Воду из подвала постоянно насосом откачиваем - летом особенно, когда дождей много. Тогда машина несколько раз в неделю приезжает.
Впрочем, увидеть своими глазами проблемный подвал нам не удалось: подрядчик, выполняющий работы, уехал в командировку и захватил с собой ключ. Почему-то единственный. От подвала, в котором, заметим, какая-нибудь особенно дохлая труба может рвануть в любой момент...
У районной власти насчет инфекционки - планы глобальные.
- Больничный комплекс, включая инфекционное отделение, был построен в 1984 году. Причем мы выяснили, что строители посадили здание на грунтовые воды. Теперь подвал постоянно топит, - рассказал глава Бурейского района Павел Штейн. - Выход в следующем: по программе строительства Нижнебурейской ГЭС предусмотрено строительство и нового лечебного корпуса на 150 мест. Если построить этот корпус, то можно будет разместить там хирургию, гинекологию, детское и родильное отделения. А освободившееся хирургическое отделение реконструировать и перевести инфекционку туда.
Идея, конечно, неплохая. Однако Павел Семенович признается, что пока проект забуксовал на федеральном уровне. А раз забуксовал, значит, воз и ныне там. Таким образом, даже примерная дата появления нормальных условий в инфекционном отделении бурейской ЦРБ остается неизвестной. Очень может быть, что убитые трубы не доживут до того счастливого дня, когда в поселке вырастет новый лечебный комплекс. Тогда районному здавоохранению точно не позавидуешь. Но, как показывает российская практика, именно в таких чрезвычайных случаях и находится экстренный выход - даже из безвыходных ситуаций.