Универсальная специальность
Готовиться к открытию новой специальности на кафедре литературы в Амурском госуниверситете начали еще в прошлом году — разрабатывали рабочие программы, решали, кто станет преподавать дисциплины. Не оставили без внимания и вопрос, куда будущие литературные работники отправятся на практику — набираться опыта и оттачивать свои творческие навыки.
— Мы не питаем иллюзий, что наша область так переполнена поэтическими и прозаическими талантами, чтобы готовить в Приамурье именно писателей, — рассказывает заведующая кафедрой литературы и мировой художественной культуры АмГУ Анна Забияко. — Мы как люди, мыслящие реально, отдаем себе отчет в том, что программа «Литературное творчество» будет завязана на дальнейшую реализацию ребят в области журналистики, литературного редактирования, работы на радио и телевидении. Конечно, считанные единицы будущих абитуриентов, у которых уже проявляется писательский талант, смогут получить здесь образование, которое поможет им в дальнейшем стать профессиональными писателями. Несомненно, литературный запрос у молодежи есть. Наши многочисленные литературные конкурсы, которые мы ежегодно проводим, подтверждают мысль о том, что литературное творчество начинает интересовать ребят еще в школе. Дети пробуют себя в стихах, прозе, в различных эссе. Возможно, они еще и не знают, для чего им это нужно, но потребность пробовать и экспериментировать со словом у них появляется. Почему бы нам не откликнуться на этот запрос? Тем более что мы не собираемся набирать огромные потоки. Курс нам достаточно набрать в количестве десяти человек.
Как отмечает старший преподаватель кафедры литературы и МХК Игорь Дябкин, нельзя воспринимать новое направление как своеобразный «цех писателей и поэтов», который открывается в АмГУ. Литературный работник — специальность довольно универсальная, а как себя человек реализует, зависит только от него. Для творческих людей это возможность заниматься любимым делом на профессиональном уровне, а не на уровне хобби. Кроме того, выпускники «Литературного творчества» смогут реализовать себя в сфере PR и рекламы или же стать по-настоящему грамотными журналистами.
— Сейчас навыки ребят, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью», зачастую не подкрепляются глубоким знанием литературы, истории и вообще самой природы творчества, — рассказывает доктор филологических наук, профессор Анна Забияко. — А реклама, по-настоящему талантливая реклама, может создаваться только на основе глубоких языковых и литературных знаний. На «Литературном творчестве» у нас в полной мере будут преподаваться литература и русский язык. Кроме того, мы даем мощный цикл культурологических дисциплин, потому что сегодня невозможно быть грамотным журналистом, не обладая хорошей культурологической и исторической подготовкой. Мы как раз вот этот пробел и хотим восполнить. А научить человека писать, если у него нет таланта, невозможно.
Амурский поэт и прозаик член Союза писателей России Владислав Лецик также считает, что на писателя специально выучить нельзя. По его мнению, талантливые люди обычно постигают основные писательские приемы и правила на практике, интуитивно, и это дает неплохие результаты.
— Главное для писателя — это языковая и культурная образованность, — говорит Владислав Григорьевич. — Ее, наверное, можно приобрести и так, без литературного института или факультета. Пушкин ведь не заканчивал литературное отделение, да и Горький в основном самообразованием занимался. В первую очередь — это талант. Однако можно предложить на этом учебном направлении какие-то особые предметы, которые наверняка пригодятся писателю. Во-первых, элементарную грамотность вложить в него, ведь сейчас это штука очень редкая. Люди, даже писатели, читают мало текстов, у них не работает зрительная память, и заучивать при этом какие-то правила бесполезно — надо много читать. В любом случае их можно научить культуре грамотного письма. Количество авторов сейчас огромно, а вот уровень оставляет желать лучшего. Люди, окончившие такой факультет, уже, конечно, в печать такое убожество не понесут. В этом можно быть уверенным. Ребят научат основам стихосложения, требованиям к рифме и так далее. Я считаю, что такое образование полезно будет и тем, кто очень хочет писать, но пишет плохо. Рифмует, что называется, гвоздь с поленом. Этим людям такой факультет может принести пользу или же, наоборот, откроет им глаза, что нечего в это дело соваться.
«Нам бы только начать»
Согласно государственному образовательному стандарту, у «Литературного творчества» есть две специализации — «литературный работник» и «литературный работник — переводчик художественных текстов». В Амурском госуниверситете планируют пока открыть только первую. Также, если возникнет интерес к этой специальности, кафедра готова открыть специальные курсы подготовки, которые помогут абитуриентам при поступлении.
— Нам бы сейчас только начать, — делится Анна Анатольевна. — А дальше будем исходить из того, какой будет запрос у абитуриентов. Если появятся люди, уже взрослые, но все-таки желающие получить литературное образование, то мы готовы их принять и работать. Даже если для этого придется ввести заочную или дистанционную форму обучения по этой специальности. Все покажет время.
Также заведующая кафедрой литературы и мировой художественной культуры отметила, что бюджетных мест на новую специальность в 2015 году не будет. Это дает возможность набрать меньше человек в группу и работать с ними в небольших подгруппах.
— На сегодняшний день речь пока идет о внебюджете, мы можем набрать даже шесть человек, что, кстати, идеальный вариант, — поясняет доктор филологических наук. — Когда мы работаем индивидуально со студентами, результат получается очень хороший. Так как это будет специальность, не имеющая аналогов, то цена будет очень приемлемая для абитуриентов. О цифрах мы пока не говорим, но они будут ниже, чем на уже существующих направлениях. Это направление выигрывает еще и тем, что человек может получать прекрасное образование и учиться пять лет. Мы будем выпускать полноценных специалистов, а не бакалавров (что сейчас уже совсем редкость), и им не нужно будет потом поступать в магистратуру. Для поступления необходимо будет сдать русский язык, литературу и либо иностранный язык, либо историю. Точно все решится уже после получения подтверждения о лицензировании. Также, возможно, будет и творческий конкурс.
Уникальности «Литературному творчеству» добавляет и то, что специальные дисциплины (такие как литературное мастерство прозы, поэзии, драмы и критики), а также многочисленные творческие семинары будут преподавать известные амурские поэты.
— Мы уже договорились с некоторыми нашими писателями, — рассказывает заведующая кафедрой. — Например, Игорь Игнатенко, у которого богатейший опыт работы с молодыми дарованиями, он и как преподаватель, и как просветитель — незаменимый человек, который может научить любить книгу, научить читать ее. Это будет не академическое, а писательское обучение. Владислав Лецик, который владеет литературно-критическими, редакторскими и переводческими навыками. Это редактор номер один на сегодня в Амурской области, я лучшего не встречала. Также у нас есть договоренность с Ириной Марченко — это замечательный режиссер. Сейчас она находится в свободном творческом поиске и сможет давать ребятам практикум по драматургии. Ирина Юрьевна, как режиссер, может дать студентам особые варианты прочтения драматургических произведений. Также мы намереваемся приглашать специалистов из центральных университетов, у нас существует договоренность с Российской академией театрального искусства, с Московским педагогическим университетом.
Куда пойти трудиться
Реализовать свой творческий потенциал и, возможно, даже определиться с дальнейшим местом работы выпускникам «Литературного творчества» поможет учебная и производственная практика. По словам старшего преподавателя Игоря Дябкина, кафедра уже заключила договоры с радиостанцией «Эхо Москвы», издательским домом «Амурская правда», телеканалом «Свой». Редакторскую практику ребята также смогут пройти в издательской компании «РИО».
— На практике ребята смогут потренироваться в литературной корректировке и обработке информации, — рассказывает Анна Забияко. — Литературный работник в первую очередь занимается текстом. Помимо практики занятия творчеством предусмотрены рабочими программами в каждом семестре. Например, это такие дисциплины, как литературное мастерство прозы, поэзии или драмы. В рабочих программах к ним есть как теоретический курс, так и практический, а в конце семестра студенты будут писать уже какую-то свою творческую работу и на основании этого получать оценку за семестровый экзамен. Сама дипломная работа предполагает выбор какой-либо научной темы, это, скорее всего, будет культура и литература дальневосточной эмиграции, так как кафедра этим занимается. Это в любом случае будет их научная составляющая. Творческая работа будет оцениваться отдельно.
Известный амурский писатель, член Союза писателей России Игорь Игнатенко, который, скорее всего, будет вести у будущих литературных работников некоторые творческие дисциплины, активно поддерживает инициативу кафедры и университета в открытии такой специальности в Приамурье.
— Это направление сможет помочь студентам овладеть суммой знаний, которые не бывают лишними при работе в литературе, журналистике — при творческой работе со словом, — делится своим мнением Игорь Данилович. — Можно, конечно, и самостоятельно постигать искусство слова, но все же лучше это делать под руководством мастеров. Здесь помогут развить литературные задатки тем, у кого они уже есть. Такое образование необходимо, чтобы серьезно работать в журналистике, литературе или редактуре.
На сегодняшний день специальность «Литературное творчество» можно освоить только в 12 вузах нашей страны, ближайшие из которых находятся в Якутске и Томске. Здесь первых студентов «Литературного творчества» набрали не так давно. Так, на филологическом факультете Томского госуниверситета в этом году намечается первый выпуск литературных работников. Точнее — литературной работницы, так как диплом по специальности «Литературное творчество» в этом году здесь получит только одна выпускница.
— У нас несколько лет подряд был набор по два-три человека, потому что нам не выделяли больше бюджетных мест на эту специальность. Из первого набора до последнего курса доучилась только одна студентка, — рассказывает куратор специальности «Литературное творчество», доцент кафедры русской литературы XX века Томского госуниверситета Анастасия Губайдулина. — На четвертом курсе у нас три человека, на третьем — четыре. В первые три года мы не набирали абитуриентов по внебюджету, ограничивались только бесплатными местами. Девушка, которая будет защищаться в этом году, пока работу себе не нашла. Однако она подумывает о том, чтобы устроиться каким-нибудь офисным работником, так как умеет создавать разного типа тексты. Как раз и практику она проходила в организации, где занималась оформлением различных документов, рекламных статей для интернет-сайта.
Как признается Анастасия Николаевна, при наборе студентов на «Литературное творчество» сотрудники кафедры столкнулись с такой проблемой: из-за нехватки бюджетных мест в вузе приходилось набирать не только талантливых студентов, но и тех, кто может позволить себе учиться платно. Такие студенты, по словам куратора специальности, рано или поздно переставали писать либо писали такие тексты, что допустить их к оценке комиссией или тем более включить их в квалификационную работу было просто невозможно. В Томске ряд дисциплин литературным работникам также преподают местные писатели и издатели — такие как Дмитрий Каро, Юлий Буркин и Андрей Олеар.