«Я тоже хочу так уметь!»
Около двух лет назад Светлана Карезина наткнулась в соцсети на фотографию: на ней была изображена интересная кукла-оберег — так называемый «попик». Талисман выполнен в виде веселого человечка — как правило, это девочка в пышной юбке, под которой прячутся довольно объемные пышные формы — отсюда и название. Куклу можно повесить дома, в машине — да где угодно. Как рассказала мастерица, такую игрушку дарят на счастье со словами: «Пускай удача всегда будет к вам лицом и никогда не поворачивается попой».
— Эта игрушка меня заинтересовала. Подумалось: почему бы не сделать такое самой? Я тоже хочу так уметь! Тем более техника изготовления довольно простая. Так что ж я глупее паровоза, что ли? Неужели не смогу? — смеется Светлана Карезина. — И взялась за дело.
К тонкой творческой работе ей не привыкать — Светлана Константиновна работает в Новорайчихинском детском доме № 16 инструктором по труду. Поэтому на освоение техники изготовления кукол из капрона у нее ушло не так много времени. Материалы тоже вполне распространенные и всегда под рукой. Всего-то нужны: обычные капроновые колготки или носочки, синтепон, тонкая проволока, нитки, лоскуты ткани и кружева для одежды, толстые нитки для волос, клей, краски, реснички (подойдут простые накладные, которыми пользуются модницы), глазки (можно приобрести в специализированных магазинах или заказать в интернете), косметика.
Конечно, первые куклы выходили если не комом, то явно не идеальными. Тем не менее в семье Карезиных они до сих пор служат талисманами. Например, «первенец» мастерицы — уникальный домовой, созданный оберегать автомобиль и людей в нем — кукла Вениамин Ниссаныч (у семейства автомобиль Nissan — понятно, почему домовенок получил такое отчество).
— Муж однажды говорит: «Вот есть же домовые, банные, а мне машинного сшей!» И сшила. Конечно, это еще совсем топорная работа. Все швы видны, и я тогда совсем не знала, что и как делать. Но супруг и по сей день его просто обожает! И есть за что. Оберег со своей задачей справляется. Один раз гаишник в машину заглянул — так смеялся с Вениамина, что и не стал документы проверять, отпустил, — улыбается женщина.
Дело техники
Конечно, со временем мастерство росло. Теперь мастерица работает в техниках скульптурный текстиль («попики», например, выполнены в этой технике — из синтепона и капрона) и валяние. Сама шьет крошечные наряды для своих «подопечных». Интересно, что в детстве терпеть не могла шить. В планах Светланы Карезиной — в полной мере освоить лепку из полимерной глины, чтобы делать абсолютно все аксессуары самой. Кроме того, Светлана Константиновна решила освоить технику изготовления цветов из фоамирана — особого пенистого материала, который застывает при нагревании. Фоамиран называют вспененной резиной или искусственной замшей — цветы из него получаются как настоящие.
Валяние имеет еще несколько названий: набивание, фильцевание, фелтинг. Здесь для работы нужна натуральная шерсть, поскольку только она обладает естественной способностью сваливаться или свойлачиваться.
— Есть два вида валяния шерсти — сухое и мокрое. При сухом шерсть протыкается специальной иголкой, пока не сваляется в плотный объект. Получается, что волокна шерсти сцепляются между собой и образуют плотный материал. Я работаю в этой технике, — объяснила мастер. — Мокрое же валяние делается с помощью мыльного раствора. Изделие выкладывается, смачивается раствором и трется.

Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — авторских кукол, игрушек, красивой бижутерии, а также для нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр. Мокрое — подходит для изготовления полотен, шарфов, одежды. Материалы для обоих видов тоже будут разниться. Для сухого фильцевания нужны специальные иглы с насечками, которые имеют зазубрины, сделанные под углом. Когда игла входит в шерсть, нити волокон зацепляются за засечки, а при вынимании иглы слои запутываются между собой. Так, волокна несколько раз переплетаются и сцепляются между собой. Для мокрого валяния продаются специальные растворы, но вполне можно обойтись обычным или жидким мылом.
— Конечно, на бесплатных мастер-классах всего не расскажут. Приходится учиться по ходу дела. Есть, например, важный нюанс, без которого ничего не получится. Это первая ошибка начинающих, и я ее тоже совершала: перед тем как начать валять какую-то часть игрушки, тот кусочек шерсти, который вы отложили для этого, нужно спутать. В зоо-магазинах продаются расчески-пуходерки для кошек и собак, вот ими удобно спутывать, расчесывать шерсть, — делится секретами Светлана Карезина. — И еще — вначале нужно сделать заготовку из синтепона, и уже ее, так сказать, обволакивать шерстью. Некоторые валяют фигурки полностью из шерсти, но тогда изделие получается рыхлым и со временем может потерять форму, обмякнуть. Синтепон сделает фигурку вашей куклы плотной.
Также мастерица подметила, что выступающие части лучше всего валять в несколько приемов, как бы наслаивая шерсть. Например, толстенький животик какой-нибудь куклы Светлана Константиновна создает в пять-шесть приемов, использовав соответственно пять слоев шерсти. Если взять сразу большой ком материала, внутри может образоваться пустота, игрушка выйдет неплотной. Это одна из распространенных ошибок начинающих.
Каждая кукла уникальна
За два года Светлана Карезина изготовила множество кукол. И все они совершенно разные, мастер никогда не повторяется. И еще — она никогда не работает без настроения. Даже на заказ интерьерные куклы выполняются исключительно тогда, когда есть свежая идея и вдохновение. Но еще важнее учесть индивидуальность будущего владельца оберега. Мастер старается подметить главные черточки характера человека.

У Светланы Константиновны есть и любимые персонажи, которых она не раз воплощала в виде кукол. Один из них — Баба-яга. Та самая, которой пугают непослушных детей. И очень зря, считает автор.
— Ведь на самом деле это совсем не отрицательный персонаж... Вот вспомните, в сказках эта старушка еще ни разу никого не съела, хоть и были такие угрозы. А если попросить ребенка назвать первого сказочного героя, который придет на ум, кто это будет? Правильно, скорее всего, Баба-яга, — говорит Светлана Константиновна. — Если заглянуть глубже, в славянскую мифологию, можно увидеть, что Баба-яга стоит как бы на границе миров и служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых через ритуалы. Путников эта старушка накормит, напоит, в баньке попарит, а потом уже расспрашивает о его горестях. Такая кукла защитит дом от сглаза, порчи, наговоров и плохих людей.
Образы новых игрушек к кукольнице приходят не сразу. Иногда идея может долгое время витать в воздухе.
— На днях начала валять бегемотика, думала, что это будет просто забавная зверушка, я ее задумывала сделать в образе балерины, но какой-то конкретной идеи не было. Пока мы с мужем ехали в Благовещенск по делам (а это занимает почти три часа), чтобы чем-то занять себя в пути, стала доделывать игрушку. Муж посмотрел на эту толстую бегемотю и говорит: мол, твоей танцовщице нужно еще конфетку в лапки сунуть или леденец. И мы потом вместе додумали — что мелочиться, надо сразу шоколадку! Классическую «Аленку»! — улыбается мастерица. — И тогда образ в голове сложился моментально: это будет очаровательная такая толстенькая девочка-бегемотик в пышной балетной пачке, с кокетливым хвостиком на макушке, лукавый рот перемазан шоколадом, а в лапке заветная надкусанная «Аленка». Которую она на всякий случай спрятала за спиной. И глазки такие мечтательные-мечтательные: ей так хочется быть примой-балериной, но и сладенького тоже ох как хочется! И в ней эти желания борются.
Неигрушечная мистика...
Светлана Константиновна уверена — куклы сами подсказывают, какими они хотят быть. В случае с бегемотиком произошла мистическая история. Когда вечером мастерица села за работу, мысли особенно не шли в голову, светлых идей не приходило... И тут в доме ни с того ни с сего отключили свет. Работу было решено отложить до утра и взять рукоделие с собой в дорогу. Тогда-то, буквально за несколько минут, история бегомотика и была придумана.
— Куклы — это очень капризные создания. Начинаешь задумывать один образ, а он не идет. И всегда что-то мешает работе. Значит, кукле он не по нраву, она не хотела бы воплотиться в этом облике, с этой историей. Это покажется странным, наверное, но они будто сами говорят, какими бы хотели быть, и даже подсказывают собственные имена, — делится Светлана Константиновна. — Просто в определенный момент появляется какое-то имя, и думаешь: эту куклу зовут именно так и никак иначе. Вот, например, мою первую куколку-«попика» муж назвал Изольдой. Негритянка Изольда — с чего бы это? Но сразу стало понятно, что это ее имя.
Впрочем, имена эти капризные создания выбирают себе интересные. Вот деловитый и хозяйственный ежик Наум, вот девчонки-кокетки Лиляша, Люсьен, Джули, скромницы Глашенька, Майечка, Катюша, Полюшка, Марфуша, рыжебородый домовой Прохор, упитанный кот Котофей Колбасыч.

Сейчас Светлана Карезина параллельно создает большую каркасную куклу в смешанной технике: головка игрушки сваляна из шерсти, тело будет набивным с крепким остовом из проволоки. Но техническая сторона — это отнюдь не самое важное. Главное — понять, какой хочет быть сама кукла.
— Пока ты не услышишь ее, не услышишь, какой она хочет быть, ее имя, все старания будут тщетными, работа дальше спориться не будет. Переколешь пальцы, испортишь материал, но пока ты не пойдешь у нее на поводу, ничего не получится. Такая молва шла еще исстари: будто у кукол есть душа. И, наверное, это правда. Если к вам придут гости, они могут не запомнить мебель в вашей квартире, внутреннее убранство... Но вот кукла к себе позовет, она потребует к себе внимания. Будьте уверены, она не останется незамеченной, — заверяет амурская мастерица. — Но приобретая к себе в дом такой оберег, нужно заранее подумать, куда вы ее поставите. Где попало она стоять не будет, это проверено. Будет падать, «воевать» с вами всеми доступными способами. Недавно одна из моих кукол — милейшая Баба-яга — участвовала в выставке. Наверное, ей не понравилось то место, куда ее определили. Вы не поверите, своей метлой она цепляла все вокруг, накренялась и валилась на бок. То есть была явно недовольна.
Цена вопроса
Пока готова только голова прекрасной восточной чаровницы. Но и начальный этап работы впечатляет — уже искусно вылеплено личико, пышной копной струятся густые каштановые волосы. Кстати, для этой «гюльчатай» мастер использует только натуральные волосы, а значит, изготовление куклы влетит в копеечку. Уже сейчас потрачено более пяти тысяч рублей — одни только трессы (пряди волос) стоили больше трех тысяч. Например, больше тысячи будет стоить проволока, которая составляет остов поделки, — потребуется более десяти метров. Не нужно обладать незаурядными математическими способностями, чтобы понять, что такое хобби — дело довольно затратное. Впрочем, и стоят изделия немало. Вместе с тем желающих приобрести симпатичный талисман это не пугает.
— Кукла может стоить от 1,5 до 7 тысяч рублей. Но, признаться, у меня нет цели на этом заработать. Я не даю объявления о том, что принимаю заказы на изготовление. Просто люди видят в интернете мои работы, им нравится, просят сделать индивидуально на заказ. Почему бы и нет? — рассуждает Светлана Карезина. — Но только я сразу предупреждаю заказчика, что требовать исполнения в какие-то конкретные сроки бесполезно. Сделать-то куклу не проблема, я в основном ночью в мастерской пропадаю — сижу до четырех, до пяти утра. Но образ куклы, ее характер должен родиться, и это насильно из себя не вытянешь…