Питер стихам верит

Журналист «МК на Амуре» вернулся из северной столицы с престижной поэтической наградой

Наш корреспондент Регина Поливан стала победителем четвертого Международного поэтического конкурса имени К. Р. — великого князя и поэта Серебряного века Константина Романова. В конкурсе, организованном Русским музеем и Союзом писателей Санкт-Петербурга, ежегодно участвуют молодые поэты из России, Белоруссии, Украины, Германии, Литвы, Эстонии, Казахстана и Молдавии. В этом году за положительные оценки жюри боролись более пятисот участников. Награждение победителей и финалистов по традиции прошло в конце мая в Мраморном дворце, владельцем которого долгие годы был Константин Романов. 

Журналист «МК на Амуре» вернулся из северной столицы с престижной поэтической наградой

Первая ласточка

Четыре года назад, когда поэтический конкурс имени К. Р. только начинался, ничто не предвещало, что он так быстро получит международный статус. Да что там, организаторы не слишком-то надеялись даже на то, что он выйдет за пределы города на Неве. Дело в том, что молодых поэтов в Питере настолько много, что всевозможные творческие фестивали и семинары там давно стали привычным делом. Большинство пишущей молодежи состоит в ЛИТО (литературных объединениях), которые также номинируют своих подопечных на всевозможные конкурсы и премии, а кроме того, постоянно проводят поэтические чтения и творческие вечера, где главное место у микрофона отводится молодым. Поэтому появление в культурной столице очередного литературного сообщества поначалу не выглядело чем-то особенным. Однако довольно скоро конкурс имени К. Р. расширил свою географию: кроме петербургских поэтов, свои стихи стали присылать талантливые ребята из разных городов России и даже из-за рубежа.

— Вообще, я могла поучаствовать еще в самом первом конкурсе, объявленном в 2010 году, — признается Регина Поливан. — Положение было размещено в интернете, оно попалось на глаза моим преподавателям. Зная, что я пишу стихи, они предложили мне отправить что-нибудь. Но, по правде говоря, сами номинации тогда были подобраны таким образом, что человек не из Питера едва ли мог написать по ним что-то вразумительное — уж слишком они были привязаны к петербургской топонимике. И вообще я убеждена: если тема не близка и ничего для тебя не значит, браться за нее не стоит, все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Зарифмованный учебник истории или искусствоведения — это не поэзия.

Не рискнув писать о петербургских дворцах и садах «по открыткам», Регина в тот раз обошла конкурс стороной, но через два года вновь вспомнила о нем. К тому времени Русский музей собрал вокруг своего детища уже довольно много талантливой молодежи и заручился поддержкой государственных и общественных культурных организаций. Номинации тоже стали более многоплановыми и интересными.

— Год назад, как вы помните, в России отмечалось 400-летие Дома Романовых. Организаторы посчитали логичным посвятить этому событию главную номинацию конкурса, — рассказывает Регина. — Однако, чтобы все-таки несколько сузить такую обширную тему, участникам предложили остановиться на женской линии императорской фамилии. В итоге главная номинация получила название «Русские принцессы».

По словам амурчанки, долго раздумывать над темой ей не пришлось: заданное направление удачно пересеклось с собственными размышлениями и легко нашло свою художественную форму.

— Я написала стихотворение об Анне Леопольдовне, занимавшей российский престол совсем недолго, — делится поэтесса. — Эта невзрачная историческая фигура давно была мне интересна, причем именно своей незаметностью и незначительностью, ведь на фоне Екатерины Великой, Елизаветы и даже Анны Иоанновны она была пешкой, маленьким человеком, волей обстоятельств оказавшимся на гребне волны. Через образ этой несчастной женщины сразу просвечивало множество тем и мотивов: и соблазн власти, и зависимость от внешних условий, и одиночество, и трагедия личности, живущей не своей жизнью.

Со стихотворением об этой «случайной» русской правительнице Регина Поливан вышла в финал III конкурса имени К. Р. и получила приглашение приехать на награждение в Санкт-Петербург. Уже на месте она узнала, что стала второй в номинации «Русские принцессы».

— Та, первая моя вылазка в Русский музей оказалась довольно удачной. Например, со знакомства с одним из членов жюри — петербургским поэтом и журналистом Михаилом Кузьминым — началось мое сотрудничество с интернет-порталом Эрмитажа HermitageLine, — признается Регина.

В «Очереди» за победой

Но как говорится, это были только цветочки. Ягодки созрели уже в этом году, когда девушка вновь отправила на конкурс имени К. Р. свои произведения.

— На этот раз получилось так, что у меня нашлось стихотворение для каждой номинации, — рассказывает Регина. — Писать специально почти ничего не пришлось — некоторые темы были универсальны и позволяли любую трактовку, а что может быть лучше свободы творчества?

В этот раз номинаций было четыре: «Нарисуем картину… словами» (вариации по мотивам живописных полотен), «Только бы не было войны…» (интерпретация военной темы), «Гете, Лермонтов и я» (эксперименты в жанре баллады) и «Художник и муза» (свободная тема). В главной номинации, посвященной живописи, разрешалось представить несколько стихотворений.

— Я люблю визуальное искусство. Оно, несмотря на свою материальность, очень многозначно и символично, но в то же время приближено к человеку, — рассуждает Регина. — Вообще у меня часто так бывает: прочитаю книгу, посмотрю фильм или спектакль, и вот уже приходят стихи. Но говорить, что я пишу их по мотивам увиденного, все-таки неверно. Скорее, тут происходит какая-то магия, действующая по законам физики: чем больше наполняешь сосуд, тем больше из него выливается. Что касается живописи, тут действует тот же принцип: я пишу не о картине, а о том, что она «подсказывает» мне, с чем ассоциируется. Иногда одного взгляда на полотно достаточно, чтобы отыскать в себе затаившиеся мысли и образы, потихоньку выудить их изнутри и записать.

В номинации «Нарисуем картину… словами» Регина Поливан представила два стихотворения: «Очередь» и «Супрематизм». Первое, сопоставленное автором с одноименной картиной современного художника Алексея Сундукова, получилось довольно острым, философским и социальным одновременно:

… Мы в очереди.

Мы обречены

На вечное стоянье друг за другом.

Уличены мы и увлечены

Безжалостною этою  наукой…

— Мне кажется, что именно это стихотворение произвело на жюри впечатление, несмотря на то, что мне присудили абсолютную победу во всех номинациях, — предполагает молодой поэт. — По крайней мере, я сама считаю его самым удачным из пяти конкурсных текстов.

Раздача свечей

По правилам конкурса имя обладателя Гран-при объявляют только на церемонии награждения. Но, принимая во внимание неблизкий путь от Благовещенска до Санкт-Петербурга, о победе Регине Поливан организаторы сообщили заранее. И сразу порадовали приятной новостью: расходы на перелет оплатит приглашающая сторона. К слову, журналист «МК на Амуре» стала первым иногородним победителем — до этого Гран-при доставалось только петербургским поэтам.

— Награждение проходило в Мраморном дворце, это один из филиалов Русского музея, — рассказывает Регина. — Как абсолютному победителю мне вручили символ конкурса — «Свечу К. Р.». Каждый год это изделие создают разные мастера в совершенно разной манере и из разного материала. В прошлом году подсвечник был хрустальный, в этом — керамический, изготовленный в славянском стиле художниками из этнокультурного центра «Китеж-град».

После «мраморной» церемонии победителей конкурса ждала экскурсия в Павловск, где прошли последние годы жизни Константина Романова. Поэты осмотрели поместье и раскинувшиеся вокруг парки, а после продолжили литературные чтения, начатые еще в Мраморном дворце.

Не обошлось и без сюрпризов. Оказалось, что для Регины поездка в Петербург — это только начало путешествий, ведь этим летом молодую поэтессу ждет еще один вояж. Вместе с поздравлениями заведующий Мраморным дворцом Сергей Любимцев передал победительнице письмо немецкого галериста Матиаса Ханса. Коллекционер приглашает Регину посетить галерею в Гамбурге, где в ее честь будет устроен прием и небольшой литературный вечер.

Еще одно преимущество победы в конкурсе — возможность публикации стихов в крупных альманахах и литературных журналах.

— Стихи победителей и финалистов уже вышли отдельным сборником, но он скорее предназначен для внутреннего пользования, потому как тираж минимален — в расчете только на самих поэтов, — поясняет Регина Поливан. — Но мне как победителю уже предложили опубликовать стихи в известном питерском альманахе «Молодой Петербург». Также появилась возможность напечататься в белорусском журнале «Метаморфозы». О других перспективах пока не буду говорить, чтобы не сглазить.

Как признается Регина, не менее ценным приобретением для нее стали знакомства и общение с единомышленниками.

— Среди участников конкурса много талантливых ребят. Например, мне очень понравились стихи петербургских поэтов Юлии Морозовой и Калерии Соколовой, — делится впечатлениями Регина Поливан. — У Калерии недавно вышел первый моносборник «Инициалы», и я была очень рада прочесть ее беспечные, но в то же время серьезные стихи. Для меня такие открытия — тоже своего рода награда. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру