Первая ласточка
Четыре года назад, когда поэтический конкурс имени К. Р. только начинался, ничто не предвещало, что он так быстро получит международный статус. Да что там, организаторы не слишком-то надеялись даже на то, что он выйдет за пределы города на Неве. Дело в том, что молодых поэтов в Питере настолько много, что всевозможные творческие фестивали и семинары там давно стали привычным делом. Большинство пишущей молодежи состоит в ЛИТО (литературных объединениях), которые также номинируют своих подопечных на всевозможные конкурсы и премии, а кроме того, постоянно проводят поэтические чтения и творческие вечера, где главное место у микрофона отводится молодым. Поэтому появление в культурной столице очередного литературного сообщества поначалу не выглядело чем-то особенным. Однако довольно скоро конкурс имени К. Р. расширил свою географию: кроме петербургских поэтов, свои стихи стали присылать талантливые ребята из разных городов России и даже из-за рубежа.
— Вообще, я могла поучаствовать еще в самом первом конкурсе, объявленном в 2010 году, — признается Регина Поливан. — Положение было размещено в интернете, оно попалось на глаза моим преподавателям. Зная, что я пишу стихи, они предложили мне отправить что-нибудь. Но, по правде говоря, сами номинации тогда были подобраны таким образом, что человек не из Питера едва ли мог написать по ним что-то вразумительное — уж слишком они были привязаны к петербургской топонимике. И вообще я убеждена: если тема не близка и ничего для тебя не значит, браться за нее не стоит, все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Зарифмованный учебник истории или искусствоведения — это не поэзия.
Не рискнув писать о петербургских дворцах и садах «по открыткам», Регина в тот раз обошла конкурс стороной, но через два года вновь вспомнила о нем. К тому времени Русский музей собрал вокруг своего детища уже довольно много талантливой молодежи и заручился поддержкой государственных и общественных культурных организаций. Номинации тоже стали более многоплановыми и интересными.
— Год назад, как вы помните, в России отмечалось 400-летие Дома Романовых. Организаторы посчитали логичным посвятить этому событию главную номинацию конкурса, — рассказывает Регина. — Однако, чтобы все-таки несколько сузить такую обширную тему, участникам предложили остановиться на женской линии императорской фамилии. В итоге главная номинация получила название «Русские принцессы».
По словам амурчанки, долго раздумывать над темой ей не пришлось: заданное направление удачно пересеклось с собственными размышлениями и легко нашло свою художественную форму.
— Я написала стихотворение об Анне Леопольдовне, занимавшей российский престол совсем недолго, — делится поэтесса. — Эта невзрачная историческая фигура давно была мне интересна, причем именно своей незаметностью и незначительностью, ведь на фоне Екатерины Великой, Елизаветы и даже Анны Иоанновны она была пешкой, маленьким человеком, волей обстоятельств оказавшимся на гребне волны. Через образ этой несчастной женщины сразу просвечивало множество тем и мотивов: и соблазн власти, и зависимость от внешних условий, и одиночество, и трагедия личности, живущей не своей жизнью.
Со стихотворением об этой «случайной» русской правительнице Регина Поливан вышла в финал III конкурса имени К. Р. и получила приглашение приехать на награждение в Санкт-Петербург. Уже на месте она узнала, что стала второй в номинации «Русские принцессы».
— Та, первая моя вылазка в Русский музей оказалась довольно удачной. Например, со знакомства с одним из членов жюри — петербургским поэтом и журналистом Михаилом Кузьминым — началось мое сотрудничество с интернет-порталом Эрмитажа HermitageLine, — признается Регина.
В «Очереди» за победой
Но как говорится, это были только цветочки. Ягодки созрели уже в этом году, когда девушка вновь отправила на конкурс имени К. Р. свои произведения.
— На этот раз получилось так, что у меня нашлось стихотворение для каждой номинации, — рассказывает Регина. — Писать специально почти ничего не пришлось — некоторые темы были универсальны и позволяли любую трактовку, а что может быть лучше свободы творчества?
В этот раз номинаций было четыре: «Нарисуем картину… словами» (вариации по мотивам живописных полотен), «Только бы не было войны…» (интерпретация военной темы), «Гете, Лермонтов и я» (эксперименты в жанре баллады) и «Художник и муза» (свободная тема). В главной номинации, посвященной живописи, разрешалось представить несколько стихотворений.

— Я люблю визуальное искусство. Оно, несмотря на свою материальность, очень многозначно и символично, но в то же время приближено к человеку, — рассуждает Регина. — Вообще у меня часто так бывает: прочитаю книгу, посмотрю фильм или спектакль, и вот уже приходят стихи. Но говорить, что я пишу их по мотивам увиденного, все-таки неверно. Скорее, тут происходит какая-то магия, действующая по законам физики: чем больше наполняешь сосуд, тем больше из него выливается. Что касается живописи, тут действует тот же принцип: я пишу не о картине, а о том, что она «подсказывает» мне, с чем ассоциируется. Иногда одного взгляда на полотно достаточно, чтобы отыскать в себе затаившиеся мысли и образы, потихоньку выудить их изнутри и записать.
В номинации «Нарисуем картину… словами» Регина Поливан представила два стихотворения: «Очередь» и «Супрематизм». Первое, сопоставленное автором с одноименной картиной современного художника Алексея Сундукова, получилось довольно острым, философским и социальным одновременно:
… Мы в очереди.
Мы обречены
На вечное стоянье друг за другом.
Уличены мы и увлечены
Безжалостною этою наукой…
— Мне кажется, что именно это стихотворение произвело на жюри впечатление, несмотря на то, что мне присудили абсолютную победу во всех номинациях, — предполагает молодой поэт. — По крайней мере, я сама считаю его самым удачным из пяти конкурсных текстов.
Раздача свечей
По правилам конкурса имя обладателя Гран-при объявляют только на церемонии награждения. Но, принимая во внимание неблизкий путь от Благовещенска до Санкт-Петербурга, о победе Регине Поливан организаторы сообщили заранее. И сразу порадовали приятной новостью: расходы на перелет оплатит приглашающая сторона. К слову, журналист «МК на Амуре» стала первым иногородним победителем — до этого Гран-при доставалось только петербургским поэтам.

— Награждение проходило в Мраморном дворце, это один из филиалов Русского музея, — рассказывает Регина. — Как абсолютному победителю мне вручили символ конкурса — «Свечу К. Р.». Каждый год это изделие создают разные мастера в совершенно разной манере и из разного материала. В прошлом году подсвечник был хрустальный, в этом — керамический, изготовленный в славянском стиле художниками из этнокультурного центра «Китеж-град».
После «мраморной» церемонии победителей конкурса ждала экскурсия в Павловск, где прошли последние годы жизни Константина Романова. Поэты осмотрели поместье и раскинувшиеся вокруг парки, а после продолжили литературные чтения, начатые еще в Мраморном дворце.
Не обошлось и без сюрпризов. Оказалось, что для Регины поездка в Петербург — это только начало путешествий, ведь этим летом молодую поэтессу ждет еще один вояж. Вместе с поздравлениями заведующий Мраморным дворцом Сергей Любимцев передал победительнице письмо немецкого галериста Матиаса Ханса. Коллекционер приглашает Регину посетить галерею в Гамбурге, где в ее честь будет устроен прием и небольшой литературный вечер.
Еще одно преимущество победы в конкурсе — возможность публикации стихов в крупных альманахах и литературных журналах.
— Стихи победителей и финалистов уже вышли отдельным сборником, но он скорее предназначен для внутреннего пользования, потому как тираж минимален — в расчете только на самих поэтов, — поясняет Регина Поливан. — Но мне как победителю уже предложили опубликовать стихи в известном питерском альманахе «Молодой Петербург». Также появилась возможность напечататься в белорусском журнале «Метаморфозы». О других перспективах пока не буду говорить, чтобы не сглазить.
Как признается Регина, не менее ценным приобретением для нее стали знакомства и общение с единомышленниками.
— Среди участников конкурса много талантливых ребят. Например, мне очень понравились стихи петербургских поэтов Юлии Морозовой и Калерии Соколовой, — делится впечатлениями Регина Поливан. — У Калерии недавно вышел первый моносборник «Инициалы», и я была очень рада прочесть ее беспечные, но в то же время серьезные стихи. Для меня такие открытия — тоже своего рода награда.